В самых разных дискуссиях, посвященных истории образования и ряду иных тем последнего времени популярных дебатов, часто делаются сопоставления в статистике - как правило, ошибочные - уровня образования советского (каким оно осталось в статистических данных, а у некоторых и в памяти тоже) и американского общества.
Ошибки проистекают по-видимому в основном из-за разницы в структуре - и соотественно классификации - уровня образования двух стран.
Рассмотрим в качестве примера текущую статистику образования в США.
Some high school | 8.6% |
High school graduate | 32.0% |
Some college | 17.0% |
Associate's degree | 8.4% |
Bachelor's degree | 18.1% |
Master's degree | 6.7% |
Doctoral degree | 1.3% |
Professional degree | 1.6% |
NOTE: Persons 25 years and older (187 million).
Source: U.S. Census Bureau, Current Population Survey, March 2005.
Попытаемся сделать "перевод с английского на советский" для приведенной выше статистики образование.
Высшее образование в его "советском смысле" - это 5-6 лет в ВУЗе, что как правило - хотя и оговоримся что весьма условно - соответствовало бы американскому Master's degree, который нынче имеют 6.7% американцев.
Что-то промежуточное между советским техникумом и вузом Bachelor's degree - 18.1% американцев имеют.
И наконец диплом о том что "податель сего прослущал" двухгодичный - или около того - курс по каким то предметом в колледже: Associate's degree - 8% американцев могут предъявить.
Отсюда полагал бы что с очевидностью можно сделать вывод о том, что структура и классификация американского образования заметно отличалась от советской.
Поэтому их трудно сравнивать и соответственно оказывается широкое поле для бесплодно терминологических лишь по сути споров.
Единственный кажется что элемент определенности - в описанного выще типа попытках сравнения принципиально несопоставимой статистики - это наверное было бы школьное образование: High school graduate - 32.0%. По советского времени нормам это была бы средняя школа.
Разумеется опять было бы пространство дискуссии о разнице требований в школах, но хоть какие-то есть тут рамки для сравнения. Во всех же остальных - из числа вышеперечисленных - градациях уровня образования даже и сопоставлять оказывается нечего. Слишком принципиально разные то были структуры.
Соотвественно и можно наверное было бы сделать вывод, что треть американцев нынче по крайней мере ее - такую советской терминологии "среднюю школу" называемую в Америке "High school", которая по её обсщему смыслу и назвачению соответствует тому чем являлась совесткая средняя школа ("10-летка") - заканчивают.
Многие американцы затем пытаются учиться дальше. Таких, кто не пытался продолжать образование после школы - в Америке треть (32.0%) населения, тогда как около половины всех американцев получили, кроме средней школы, также и какую-то из следующие ступеней образования или по крайней мере начинали в них учебу после школы.
В целом же около 90 процентов америкацев имеют школьное или какой-то выше этого ступени образование.
Число американцев, которые даже и не пытались после окончания школы учиться где-либо дальше оказывается по нонешнему времени уже в полтора-два раза меньше чем тех из их сверстников, кто такие попытки делал и в большинстве случаев успешно.