Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Categories:

Замечательная рецензия Березина на фильм

который вышел на экраны советской страны ... полстолетия назад:
http://berezin.livejournal.com/593177.html

Кстати, несколько ранее - в апреле 2002 - в Известиях была опубликована рецензия Дениса Горелова. Он родился 10 лет спустя после выхода на экраны страны рецензируемого им фильма и естественно поэтому уже разговаривает о фильме, и того поколения - конца 50-х - неведомых ему зрителях, сооответсвенно, в совсем иной тональности: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1150438/

В любом случае кажется заметно большая часть столь разных эпох полувека минувшего рецензентов при том почему-то в итоге сходятся, что в 1958-оду году был снят фильм лучше которого - во всяком случае для того послевоенного поколения кому он был адресован - кажется уже ничего снять потом никому почему-то не удавалось ...

Это был меж тем титульно "детский фильм" фильм Никиты Курихина и Теодора Вульфовича "Последний дюйм" по рассказу "прогрессивного английского писателя"(с) Джеймса Олдриджа. Его снимали на огромных площадей пустынных совершеннро пляжей Каспия где-то. Великолепные - это тогда-то, и с той "цветной пленкой" - съемки со сквозной к тем пейзажам музыкой одной - от куплета к куплету по сюжету действа киношного - ключевой к понимани фильма пестни. Или уж во всяком случае так оно врезалось в память.

Совершенно, кроме того, хоть и общечеловеческого - вечная пара характеров и судьб: отец и сын в критической ситуации - по смыслу общего звучания, но и явно тем ни менее по его духу с очевидностью то был проамериканский фильм. Снимался принять во внимание в период когда холодная война - то с одной ей стороны то с другой - едва не задевала, а то бывало что и пусть вскользь но касалась, той самой малоразличимой перегородки, за котрой началась бы уже и не холодная тоже.

И при чем все это - и с обсуждаемым фильмом тогда, и аналогичные явления в самых разных областях "культурной жизни советской страны"(с) позднее тоже - не было случайностью. Хорошее, а то и добродушно восхищенное порой, отношение ко всему американскому - во многом сложившееся в период WW2, но и до того в России по-видимому присутствовавшее - так и не было окончательно вытравлено никакими услииями советской пропаганды (в том числе и периода борьбы с космополитизмом), возможно и потому что те, кто той пропагандой занимались делали это ... с улыбкой.

Во всяком случае карикатуры в прессе на американских "поджигателей войны" именно так как правило читались, а уж репортажи из "логова мирового империализму" спец-коров Правды ли Известий или Комсомолки и вовсе шли в тональности побывавших в раю счастливчиков, каких бы проклятий туда для понту авторы не вставляли.

Поломать эту исторически казалось неколебимую предрасполоденность к позитивно улыбчивому восприятию всего что от Америки исходит удалось только по историчеким меркам совсем не давно ... Мадлен Клинтону.

Титанической это был по шкале интеллектуально элитного для либерала силы политик. Потому наверное и оказалось ему под силу - совершил казалось что до него абсолютно невозможное. Внушил - "словом и делом"(С) - глубинно недоброе теперь уже в сам деле отношение к Америке. Бомбежками Сербии поломал - необратимо взорвал - многовековое до него опять же глубинного слоя убеждение о том, что с Америкой никогда не воевали (иначе как в одном окопе), а потому и все напряжения - даже пусть иной раз длительные - суть временные.

Ничего хуже ни один президент для Америки - во всей её истории - не сделал. К сожалению, до сих пор это все еще понимают лишь очень - тут в Америке во всяком случае - по-видимому, немногие.
_________

Песня из кинофильма "Последний дюйм"
Музыка: Моисей Вайнберг, стихи: Марк Соболь


Тяжелым басом звенит фугас
Ударил фонтан огня
А Боб Кеннеди пустился в пляс
Какое мне дело
До всех до вас?
А вам до меня!


Трещит земля как пустой орех
Как щепка трещит броня
А Боба вновь разбирает смех
Какое мне дело
До вас до всех?
А вам до меня!


Но пуля-дура вошла меж глаз
Ему на закате дня
Успел сказать он
И в этот раз
Какое мне дело до всех до вас,
А вам до меня?


Простите солдатам последний грех,
И в памяти не храня,
Печальных не ставьте над нами вех.
Какоемне дело
До вас до всех?
А вам до меня!
________

Прослушать песню можно здесь:
http://b0ris.kled.org/lj/song_ban.mp3
Спасибо, b0ris.

По слухам пел эту песню Михаил Рыба, "русский поль робсон". Другие ссылки по песне тут.
_______________________
Про автора музыки к фильму:

Вайнберг Моисей (Мечислав) Самуилович (8.12.1919 – 27.02.1996) родился в Варшаве в семье бедного еврейского музыканта, работавшего скрипачом в еврейских театрах. Окончил Варшавскую и Белорусскую консерватории.

Вайнберг в первую очередь симфонист - продолжатель творческих принципов Шостаковича - и оперный композитор. В его музыке органично слились черты различных национальных культур – польской, еврейской, молдавской и русской. Он автор 26 симфоний (из них четыре камерных) и 7 опер.

Многие из его произведений проникнуты осмыслением трагических катаклизмов современной истории: кантата "Дневник любви" (1965), посвящена детям, погибшим в Освенциме; Восьмая симфония "Цветы Польши" (1964) и Девятая симфония "Уцелевшие строки" (1967), обе на тексты польского поэта Ю.Тувима, реквием для сопрано, хора и оркестра (1967); симфоническая трилогия "Переступив порог войны" (1986); опера "Пассажирка" (1968) – крупнейшее из сценических произведений Вайнберга, созданное по заказу Большого театра, но не поставленное; опера "Мадонна и солдат" (1975).

Среди опер следует назвать и следующие: "Зося" (1970), "Любовь д"Артаньяна" (1972, поставлена в 1975 в Москве), "Мазлтов" ["Поздравляем!"] (по Шолом-Алейхему, 1983, поставлена в Москве), "Портрет" (по Гоголю, 1983, поставлена в Брно), "Идиот" (по Достоевскому, 1986, поставлена в 1991 в Москве). Среди других сценических сочинений детский балет "Золотой ключик" (1955, 2-я редакция 1962, поставлен в Москве), оперетта "Золотое платье" (1980).

Вайнберг – автор камерно-инструментальной музыки, сонат для различных инструментов, около 100 романсов, включая циклы на стихи Тувима Акации, Цыганская библия, Старые письма, Слова в крови, музыки к драматическим спектаклям и фильмам (всего ок. 70), в числе которых:

1954 УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ
1956 МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ
1957 ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ
1958 ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ
1958 ШОФЕР ПОНЕВОЛЕ
1960 МОСТ ПЕРЕЙТИ НЕЛЬЗЯ
1960 ПОСЛЕДНИЕ ЗАЛПЫ
1961 БАРЬЕР НЕИЗВЕСТНОСТИ
1961 СУД СУМАСШЕДШИХ
1962 МОЛОДО-ЗЕЛЕНО
1963 УЛИЦА НЬЮТОНА, ДОМ 1
1965 ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ГАРИНА
1965 ОНИ НЕ ПРОЙДУТ
1965 ПЕРЕКЛИЧКА
1966 ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ
1966 СЕРАЯ БОЛЕЗНЬ
1967 КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
1967 ТАТЬЯНИН ДЕНЬ
1967 ФОКУСНИК
1968 БЕГ ИНОХОДЦА
1972 ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ
1973 НЕЙЛОН 100%
1973 ТОВАРИЩ ГЕНЕРАЛ
1974 ЦАРЕВИЧ ПРОША
1975 АФОНЯ
1975 —МОЙ ДОМ ТЕАТР
1975 ЧЕСТНОЕ ВОЛШЕБНОЕ
1976 КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ
1977 МАРКА СТРАНЫ ГОНДЕЛУПЫ
1978 ШЕСТВИЕ ЗОЛОТЫХ ЗВЕРЕЙ
1979 СОЛОВЕЙ
1980 ТЕГЕРАН-43
1982 ОСЛИНАЯ ШКУРА
1983 О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ
1984 И ВОТ ПРИШЕЛ БУМБО...
1987 СКАЗКА ПРО ВЛЮБЛЕННОГО МАЛЯРА
1989 ОТЧЕ НАШ
______________

Про автора стихов на которые написана была музыка к песне:
В журнале "Смена" № 1 за 1945 год Алексей Сурков представлял читателям молодого поэта:

"Начало войны застало Соболя начинающим актером. Война сделала молодого актера солдатом-сапером и фронтовым поэтом.

Как и большинство молодых поэтов-фронтовиков, Марк Соболь не красит солдатскую боевую жизнь в розовые тона. Сквозь холод смертельной опасности, сквозь горечь утрат, сквозь все трудности неуютного походного быта идут наши воины, пробивая настойчиво и упрямо путь к победе... Они знают цену воинскому подвигу... Любовь к Родине окрыляла их мысли уверенной надежной на победоносный исход войны.

Сурова солдатская жизнь. Но в тяжских боях не огрубели человеческие сердца, и все близкое, что осталось за спиной-дома, в тылу - согревает солдатские сердца, делает руку воина еще более твердой. Эти чудесные качества советского воина нашли свое отражение в стихах Марка Соболя, написанных в дни войны. Они читаются как странички из интимного дневника солдата. В них звучит то горячее чувство ненависти к врагу, то светлое чувство любви к своему народу, то неиссякаемая нежность отца, мужа, сына, давшего обет... отстоять для своего народа светлое и радостное будущее".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment