Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Category:

Как "сбивают" самолеты

В широком общественном сознании принято считать чтo их сбивaют в воздухе.

И это как правило верно. Во всяком случае пoтери самолетов в воздушных боях от зенитной артиллерии - а позднее ракет ПВО - показывают чаще, чем другие, в литературе и кино.

Другие виды потерь самолетов обсуждaют реже и в основом зто уже бывает строка в статистике потерь сторон для войны в целом.

Одна из таких "строчек статистики" WW2 обычно напоминает, что РККА потеряла тысячи самолетов в самые первые часы раннего утра 22 июня 1941 г.

Они были уничтожены немецкими бомбардировщиками еще до того как сумели взлететь - их бомбили на их азродромах, расположенных вдоль Западной границы страны уже в ходе самой пеpвой волны немецких атак c воздуха. Обсуждение того, почему все именно так тогда случилось - это другая тема.

Такого рода "статистика" потерь авиации на земле по самым разным поводам порой обсуждается в дискуссиях о той войне. Однако много реже обсуждают качественно совсем иные типы "потерь" военной авиации.

Например однажды в 1943 несколько групп немецких бомбардировщиков, двигаясь исходно разными маршрутами, одновременно вышли рано утром к Саратову. Первым заходом они подавили зенитную оборону саратовского завода, производившего истребитeли Як. Затем начали методически разрушать завод. См.об зтом к примеру в ru.wikipedia.org:

С началом Великой Отечественной войны саратовские авиастроители трудились в напряженном режиме, поставляя на фронт истребители. В 1943 году немецкие бомбардировщики разрушили 70 % производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряженного труда выпуск самолетов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.


Другими словами, в результате той бомбардировки завод на некотрое время прекратил поставки истребителй Фронту вообще, а затем для выхода на прежний темп поcтавки ему потребовалось еще около 2-х месяцев. Moжно, по-видимому, приблизительно оценить зквиваленту какого уровня потерь истребителй Як была равносильна та атака немецких бомбардировщиков. В данном случае даже не на аэродромы базирования истребителей, а на выпускающий их завод. На сколько сотен истребителей Як меньше получил фронт в том году.

Поставлявшийся по ленд-лизу из Америки алюминий был необходим для производства самолетов. Не только для них - он шел и на двигатели к танкам T-34 тоже - но главным образом лимитировал производство самолетов. Из-за перебоев с его поставкой в первые годы войны производство замедлялось а порой и останавливалось. Алюминий доставляли морем, а подлодки адмирала Деница те суда американские топили.

Не только алюминий понятно везли на тех судах, но и много другой техники (станки и оборудование для тех же заводов в том числе), а также сырья, необходимого для производства др. оборонной продукции.

Но в части аллюминия причинно-следственная связка: число чушек алюминия доставленных морем -> число поставленных заводами фронту самолетов, - оказывалась иногда прозрачно видимой. Поэтому можно было бы по-видимому оценить, сколько в том числе и самолетов тоже "потопил" подводный флот Деница.

В мирное же время число наиболее совершенных самолетов, которые могла бы себе позволить построить та или иная из сверхдержав для укомплектования ими своих Военно-Воздушных Сил, уже определяется не столько какими-либо "ограниченно доступными" - как то было по военной ситуации - материалами, а той частью оборонного бюджета который страна может себе позволить - по экономическим соображениям - выделить на их постройку и содержание.

В частности, именно в этом ракурсе можно было бы попытаться оценить сколько самых совершенных (по совокупности тактико-технических характеристик) истребителей F-22 "сбил" Бен-Ладен.

Экономический ущерб, который был нанесен Америке атакой четырех бен-ладеновских пилотов в первом приближении был исчислен и измерялся миллиардами долларов.

Наконец, та его атака послужила основной причиной - на фоне иных самых разных мотивов к принятию решения - по котрой вопрос о войне с Ираком вообще встал на повестку дня. Цена этой войны для Америки -уже вылилась сотни миллиардов долларов. Выйти из неё сейчас - во всяком случае так быстро, как многие из американских либералов полагают - видимо просто невозможно по самым разным причинам.

Соответственно вынужденно пересматриваются решительно все статьи военного бюджета. Только то, что помогает успеху военных действий в Ираке получает зеленый свет первоочережного финансирования, тогда как все остальное оказывается под той или иной силы убедительности вопросом.

Так случилось что весьма дорогой истребитель F22 оказался в канун его серийного производства под прессом всеобщего сокращения тех статей военного бюджета, которые не связаны напрямую с деятельностью marines в Ираке. Оценка числа таких самолетов - гарантирующих US Air Force превосходство в воздухе на заметный период времени - которые военное ведомство теперь сможет себе позволить закупить - соответственно претерпевает изменения и понятно в какую сторону.

Эту самую разницу - в числе F22-ых - между тем из числом, которую закупил бы Пентагон согласно планам, которые были до 911, и тем сколько он сможет их позволить себе купить их теперь, может наверное служить оценкой в том числе и общего числа лучших в мире истребителей, которые, кроме много чего еще, "сбили" 911 пилоты-камикадзе Бен-Ладена.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments