Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Организация VS. Cамоорганизация

- сопоставление полярных моделей поведения в ситуациях масштабного бедствия.

Тема сама по себе необъятная разумеется даже если на неё смотреть лишь с точки зрения постановки задачи. Но и тем ни менее, попытаемся рассмотреть хотя бы некоторые детали пусть лишь на одном только элементе одного из такого рода событий.

Мало кто наверное не смотрел эти два дня с удивлением на регулярно показываемые по всем тиви-каналам длиннющие пробки по одной из полос автомагистралей на выходе из Хьюстона.

Не так давно - часов несколько назад - пошли в СМИ сообщения что поступило разрешение занять под выходящий из города поток машин также и абсолютно пустые в это время встречные полосы. Немедленного эффекта - по разрядке накопившихся в городе и окрестностях пробок - это разумеется не дало, так как уже сложившиеся заторы на дорогах рассасываются как правило с огромным затем уже трудом.

Так вот около часа тому назад по Факс-ньюз интервьюировали сенатора с тех мест и основные судя по всему непонятки обеих сторон разговора были ровно об том - почему же и на этот раз никто (на всех уровнях власти) сколько то всерьез не мониторит развитие событий?

Ведь казалось бы что дать распоряжение дорожной полиции (и средствам её аварийной поддержки) немедленно же с началом массовой эвакуации ориентировать все магистрали города только и ровно на эту задачу -- обеспечить максимально достижимую пропускную способность для движения в одну сторону -- это первое что могло бы прийти в голову для обуспечения исполнения решение властей о беспрецедентного исторически масштаба эвакуации города.

И тем ни менее такое решение - разрешить движение на выезд из города в том числе и по встречным к такому навпралению полосам - состоялось только после того как вся страна более суток с недоумением наблюдала в телерепортажах забитые практически обездвиженными машинами полосы магистралей на выезд из Хьюстона и совершенно пустые рядом встречные полосы.

Ну, да, конечно - этот случай теперь тоже занесут в поминальник - понятно, что в следующий раз, если такое ровно (не приведи а пронеси и помилуй конечно) состоится в ближайшее опять время, то власти сразу обеспечат движение по обеим полосам на выход из эвакуируемой зоны. Нет вопросов - теперь будет только так. Механизм самообучения социальной системы в Америке действует может быть лучше чем где бы то еще в мире.

Но и однако и тем ни менее, во-первых, такого рода события не обязательно происходят по совпадающим сценариям характера бедствия - в другой раз заклинит где-то еще чего-либо иное - а во-вторых, попробуем оценить как развивались бы события для описанной выше ситуации в какой-либо иной стране?

Давно не был в Москве и абсолютно не представляю что и как там сегодня. Но лет 10 назад в ситуации почти любого происхождения пробки немедленно же и возникали попытки выскочить на встречную полосу у заметного числа водителей. Вне всяких аварийной природы ситуаций при чем. В случае же массовой эвакуации вряд ли кто-то смог бы вообразить, чтобы в Москве - во всяком случае той которую помню эпохи конца 80-х/начала 90-х годов - целый день зияли пустотой встречные полосы магистралей в аналогичной ситуации. Машины на выезд из города наверное пошли бы сплошным потокам по все полосам всех дорог и проездов сразу и уж разумеется не дожидаясь какого-либо об том откуда-то сверху спущенного гражданам разрешение.

Пустые полосы встречного движение в ситуации массово аварийной ситуации в Хьюстоне конечно же можно записать в актив социальной системы Техаса как лишнее свидетельство законопослушности в массе своей жителей штата: "погибну под ураганом, на на своей - законом мне под то выделенной -полосе движения". Тока так.

Последние по времени стихийные бедствия в Америке могут по-видимому рассматриваться как в некотром роде натурные испытания социальной системы этой страны к неотвратимо надвигающимся на нее испытаниям. Не слишком следует отметить что обнадеживают предварительные итоги такого рода испытаний. В этой то связи видимо и представляло бы интерес сопоставление разных стилей решения внезапно возникающих проблем на разных континентах по двум в заголовке обозначенным полюсам: организация VS. cамоорганизация.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments