Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Category:

Internet Bubble, которого не было

В первые 2-3 года от старта выходят из бизнеса около 80 процентов вновь создаваемых кампаний. Случается это по самым разным причинам, но главное в том, что к моменту старта определить с кем такое произойдет, а какая из вновь создлаваемых фирм станет со временм процветающим предпритием никто и никак не может. Никая экспертиза - пусть самая высоконаучная - не в состоянии предугадать судьбу младенца.

Этот устойчиво во времени - многими десятилетиями - наблюдаемый во всех без исключения отраслях 80 процентный отсев на интервале первых 3 лет жизни вновь создаваемых предприятий и был по сути принят за "Интернет пузырь" в период начала общей рецессии американской экономики.

Почему такое произошло?

Дело в том, что стартовало на близком по времени интервале начала работ по теме сразу большое количество интернет-стартапов. В норме с ними произошло бы в итоге то же что и с иными вновь создлаваемыми предприятиями: малая часть - около 20 процентов от всех кто вышел на "тропу доткомов" - сохранилась бы с шансами вернуть инвесторам вложения, окупающие и их создание и неудачи остальных, а остальные увы прекратили бы как водится свое существование по причинам для каждого такого бизнес-поражения индивидуально своим.

Однако с началом рецессии инвесторы естественным образом прежде всего начали пытаться "спасать" еще не освоенную часть финансовых вложений, а потому просто осушили фактически враз всю поляну, где исходно ожидалось, что расцветут эти самые доткомы. Звучало разумеется то у всех по разному но общий лейтмотив был для многих один: "когда начнутся продажи?" Если для компании возраста 3-4 года такой вопрос мог быть уместен, то для многих интернет предприятий возраста тогда еще менее 2-х лет он звучал напоминанием/приговором о близком перекрытии кислородного шланга.

В итоге смогли продолжить свое развитие c началом рецессии американской экономики только сравнительно небольшая часть компаний доткомовских, которым всего лишь повезло тем, что или стартовали они заметно раньше (где-то сразу после Netscape's IPO в августе 1995, который IPO собственно и рассматривался как сигнал стартового пистолета для той гонки)и успели потому зацепиться к тому времени уже за свой кусочек рынка или же заблаговременнго оказались инкорпорированы в иные коммерческие структуры, где выполняли те или иные сервисные скажем для материнской компании функции не обязательно связанные с прямой финансовой отдачей от их собственных интернет-продаж на рынке.

Все же остальные просто что называется пошли под нож, абсолютно при чем независимо от зрелости заложенной в них на старте бизнес-модели и состава исолнителей. Внешне же то выглядело - особенно для лихих "финансовых аналитиков" из ведущих американских СМИ как внезапно рухнувшее направление "новой экономики". Выдуманный же здравомыслящими скептиками из числа брокеров фондовойц биржи и менеджеров крупнейших фондов еще в самом начале развития ecommerce отрасли термин Internet Bubble, приобрел соответственно совсем новый тогда уже к той рецессии смысл и появились как положено тогда уже и связанные с ним "теории" возникновения рецессии по причинам внезапно постигшего наивно-доверчивых инвесторов, обманутых хитрыми "интернетчиками", всеобщего прозрения/разочарования.

Года уж поди скоро два тому будет как пытался вот и здесь тоже пояснять ошибочность такого подхода к оценке всех тех событий:Между тем термин "интернет пузырь" видимо вошел уже в обиход как эквивалент той же "панамы" cкажем или на локально родном материале если рассуждать то "МММ" к примеру. Во всяком случае употребляется он часто в таком ровно контексте. При том, что в такого рода его понимании термин обсуждаемый оказывается ровно той же природы и того же уровня "достоверности", что и близкого смысла реплики про то как "Гор изобрел Интернет".

К моменту когда "лопающиеся доткомы" и пр. версии "интернет пузыря" стали в СМИ расхожим местом досужих размышлений наиболее модных из темы данной "анатилитиков" принято было с улыбкой демонстрировать у монитора воздушные замки эйфорических прогнозов фантастического роста обротов ecommerce в мире, под которые собственно "доверчивые инвесторы" и раскошиливались. Улыбки тех "аналитиков" постепенно впрочем слезали с лица по мере того как на фоне все тех же диаграмм прогнозов роста ecommerce стали обсуждать их текущие объемы. Как выяснилось они на удивление точно ложились на те "панамы", под которые как тока что и те же самые эксперты пытались пояснять одурачивали инвесторов.

В итоге нынче размышления все тех же действующих лиц фондовой биржи и пр. "институционных инвесторов" о понесенных ими с началом рецессии потерях в интернет секторе их того времени портфелей разумеется иногда по разным поводам бывает что продолжаются но уже в совсем ином ключе. Теперь они взвешиваются уже не по графе ошибочно недооцененного риска, а вовсе наоброт - по графе упущенной прибыли которую нынче имели бы в случае, если бы достало дальновидной решимости не заморозить, поддавшись общей панике, финансирование начатых тогда проектов. Что именно дает все более многим из них наглядные поводы к такого рода сожалениям, пояснял около года назад на живом - в буквальном смысле перед глазами тогда оказался - к тому примере:
- "Интернет пузырь" - явление следующее: те же и Конгресс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments