Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Category:

110 лет исполняется самарскому предприятию "Прогресс".

    12.11.2004 - 9:56 Информационное агентство АРМС-ТАСС
    Сегодня самарскому предприятию "Прогресс", производящему ракеты-носители семейства "Союз" исполняется 110 лет. В 1894 г. русский предприниматель Юлий Меллер открыл в Москве слесарно-механическую фабрику по выпуску велосипедов. Более чем за вековую историю характер продукции и название предприятия менялись много раз. В разные годы предприятие строило автомобили, дирижабли, истребители, бомбардировщики.

    В октябре 1941 г. предприятие эвакуировали в Куйбышев. В 1958 г. на заводе началось производство межконтинентальных баллистических ракет. 17 февраля 1959 г. первая из них успешно стартовала с космодрома Байконур, а 12 апреля 1961 г. на созданной в Куйбышеве РН "Восток" был осуществлен первый полет человека в космос.

    Позже на "Прогрессе" началось серийное производство РН "Союз", ставших основным средством вывода в космос космических кораблей.

    © "Военно-промышленный курьер", 2003-2004.
    http://www.vpk-news.ru/default.asp?pr_sign=main.events

Не знал этого. А нынче уже и не вспомню, наверное, в точности, что именно считалось "Прогресс" - тот завод, где сам работал тогда на сборке Ту-95 и его гражданской - на тех же стапелях - модификации для Аэрофлота Ту-114 (на нем к примеру Хруцщев летал на Кубу, да и сам так оказалось что разок слетал пассажиром на регулярном рейсе Москва-Хабаровск) или через стеклялнную перегородку соседний завод того же куста авиапредприятий куйбышевских, где клепали Ту-16.
    Уточнил гуглем сведения истории про эти два соседних завода. Прогресс - это был 1-ый завод, то есть, тот за стеклянной от нашего цеха перегородкой, где делали Ту-16. А 18-ый завод, от 1-го стеклянной стенкой отгороженный, на котром сам работал тогда и где делали сначала Ту-4 (копию американской "летающей крепости" Б-29), а потом уже и ранее помянутые здесь Ту-95, видимо иное имел "открытое название", которое не помню. Никто эти "легенды прикрытия" в городе и не знал. Это для газет видимо их сочиняли. В городе же говорили, что работаю на 18-ом или 1-ом или 24-ом (движки) заводе. Поэтому и не помню как следовало "открыто именовать" тот завод, на котром работал, 18-ый то есть. Исторически корни у з-дов тех соседних были разные: "1-ый завод" прибыл на Безымянку с Москвы, а "18-ый завод" - с Воронежа.


Ровно в том самом 58/59 учебном году работал на 18-ом заводе слесарем-сборщиком в "Цехе окончательно сборки" з-да и все конечно в цеху знали что за перегородкой - в специально изолированном пространстве заводской территории - теперь собирают ракеты. Работающие там заводчане - в отличии от нас, одетых в нормальную слесарей робу - ходили в ... белых халатах. Иногда сквозь распахнутые по случаю какой-либо забывчивости или иной причине дверцы видны были там у их внутри "закрытого цеха" цилиндрические корпуса "изделий" (это были не гагаринские, на сколько то понимаю, а другие ракеты - гагаринские делали не на 18-ом, а на соседнем 1-ом з-де).

Однако и хорошо помню как в Лабораторном корпусе КуАИ - утром между первой и второй парой лекций - стоял с комапнией сокурсников в ярко освещенном весенним солнцем коридоре 2-го этажа и живо обсуждали (в общем тогда для страны по случаю приподнятом тоне) полет "майора Гагарина", о котром только что сообщили по радио. Так вот столь же ясно помню, что никто из нас, как правило поработавших до того на авиазаводах куйбышевских, даже и не предполагал в тот день (сам вот и не знал по сю пору), что это ведь на нашей Безымянке (так район города, где авиакосмический куст з-дов располагался, а назван так он был по месту, где скидовали с эвако-эшелонов станки в буквальном смысле в "чистое поле", чтобы через несколько недель-месяцев под открытым по первости еще даже небом "условных цехов" выпускать штурмовики Ил-2) делалась ракета гагаринская.

Вот тока узнал. Повод, пусть с опозданием на каких-то там немного - полвека тужа-сюда не крюк в истории - лет, но возгордиться. Кому бы про то еще рассказать? Некому - не поймут. Но так и было - сам видел. Или рядом стоял. Но уж то, что рядом - эта точно. За перегородкой, то есть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments