Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

"воспоминания насмешливые были, вот же, мол, старый дурак"

    irene221b July 17 2014, 21:47 Когда-то читала чьи-то воспоминания о Брежневе - как он не мог решиться нажать "красную кнопку" на каких-то стратегических учениях. Как его ни уверяли, что "ничего не будет, она не подсоединена к настоящим пусковым установкам". И воспоминания [те] насмешливые были, вот же, мол, старый дурак.
    irene221bJuly 17 2014, 21:47 http://irene221b.livejournal.com/254106.html

В сообщениях про "Карибский кризис-1962" постоянно повторял, что для понимания особенностей логики принятия решений со стороны обоих руководителей противостоявших тогда другу другу ядерных сверх-держав необходимо помнить что и Кеннеди, и Хрущев прошли войну.

Оба они не с чьих-то ученых о том рассуждений, а на своем личном опыте хорошо понимали уязвимые точки механизма принятия решений в условиях психического и физического перенапряжения личного состава, которому те решения будут адресованы для исполнения.

Поэтому то в самую первую очередь их обоих заботили те средства "техники безопасности", которые должны были б подстраховывать неизбежные в боевых - или близких к тому - ситуациях сбои "человеческого фактора".

Хрущев, к примеру, в течение всего кризиса так и не дал команды пристыковать головные части к баллистическим ракетам на Кубе.

Кеннеди со своей стороны пошел - в том же в сущности направлении - еще дальше. Он разъяснил командирам пусковых установок баллистических ракет, расположенных на базах в непосредственной близости от СССР, что команду на "запуск", они могут получить только от него лично. В том случае, если такая команда поступит к ним от кого-либо другого - от любого уровня их руководителей - то расчет пусковой установки должен будет немедленно ... уничтожить ракету или по крайней мере сделать все лично от каждого из них зависящее, чтобы привести ракету в технически абсолютно непригодное для нормального функционирование состояние.

Ничем непреодолимое "нежелание" Брежнева нажать ту самую красную кнопку - - пусть даже и "понарошку" - был видимо той же самой природы и происходил все из того же фронтового опыта. Его уверяют, что кнопка отключена, однако, он то знает, что "в войсках даже палка и та два раза в год стреляет": это вам так сказали, что она с вечера еще отключена была, а что там на самом деле по утру кто напеределывал вам еше не доложили ... И с этого - дорогой ценой обретенного - знания его было уже не своротить.
_________

"Несанкционированный пуск" должен казалось бы являться обязательным предметом первого уровня заботы любого руководителя. Опять же сошлюсь на все тот же пример 1962 г. ранее уже тут в журнале неоднократно обсуждавшийся.

Кеннеди понимал что с ростом напряжения противостоящих сторон Кубинского кризиса будет постоянно расти опасность несакционированного пуска одной из ракет советских систем ПВО развернутых на Кубе. В условиях когда над островом до упора забитом ракетами ПВО постоянно находящимися в боевой готовности непрерывно летали американские самолеты-разведчики, рано или поздно хоть что-то из "непредвиденного" должно было случиться.

Больше всего его беспокоила при этом растущая вероятность рефлекторно немедленной на такой "пуск" реакции американских ВВС.

Просто дать команду "не отвечать огнем" он понимал что недостаточно. "Ответ" потому что может почему-либо состояться точно также рефлекторно несанкционированно как и исходный "пуск".

Потому он распорядился разработать детальную инструкцию как именно его ВВС должны были "отвечать" на огонь какой-либо из советских систем ПВО на Кубе. Сначала им надо было б точно установить какая именно из стартовых площадок ПВО в том оказалась "виноватой", затем ...[длинный перечень раздельно исполняемых действий и порядок документирования результатов] с последующим затем у него обсуждением.

В итоге все так и произошло, как он опасался. Один из разведывательных полетов У-2 над Кубой завершился для пилота- одного из самых уважаемых в стране офицеров ВВС - трагически. Самолет был сбит ракетой ПВО и пилот погиб.

Команды открывать огонь по самолету-разведчику разумеется никто - с совесткой стороны - не давал. Как это случилось - отдельная история. В данном контексте важно отметить что тот несанкционированный пуск был "локализован" на уровне дипломатическом и не стал потому "запальной искрой" для эскалации конфликта.
__
Update - ниже отвечаю на один из поступивших к этому сообщению комментарий:

    postoronny: В связи со всем изложенным Вами, очень странным выглядит предыдущее ограничение высоты полета гражданских судов над зоной боевых действий - "не ниже 7900 м" кажется... С твердой уверенностью, что выше 7900 м палка стреляет только один раз в год... А когда вчера на полном серьезе солидный бизнесмен публикует, что риски полетов над Крымом!, где Украина с Россией конфликтуют по поводу воздушного пространства на Черным морем были малазийцами неправеильно оценены!!! -- то и начинаешь думать, можно ли вообще подходить к авиатехнике, которая под вполне может быть под управлением столь "эффективных менеджеров"???

На следующий день после катастрофы рейса MH17 небо над тем районом заметно опустело:
twitter_com_flightradar24_071714
Резко меньше - сразу после того - стали летать в страны Азии из Европы тем же маршрутом, что летел MH17, и соотвественно же возросла интенсивность движения через воздушное пространство Болгарии и Турции.

До того, полеты на высоте 33 000 футов над мятежными территориями считались допустимыми практически всеми авиакомпаниями мира (high enough that its routing was approved by the airline’s flight planners, air traffic controllers and ultimately the pilot). Полагали, что в локальных конфликтах никто не использует ракеты способные поражать столь высоко летящие цели ...

Полет исходно планировался для этого участка маршрута рейса MH17 на высоте 35 тыс. футов. - MH17 filed a flight plan asking to fly at 35,000 feet throughout Ukrainian airspace, the airline said in a statement Friday. However, upon entering Ukrainian airspace, MH17 was instructed by Ukrainian air traffic controllers to fly at 33,000 ft.

Не факт конечно что разница 33/35 тыс. футов могла б иметь какое-либо значение в данном случае ... К тому лишь упоминаю эту деталь полета MH17 что все еще полагаю имей нынешние руководители ведущих авиакомпаний опыт мира тот жизненный опыт, о котром речь выше в сообщении про Кеннеди с Хрущевым, то и конечно же все такого рода зоны боевых действий должны были б безоговорочно исключаться из маршрутов движения воздушных лайнеров безотносительно плановой их высоты полета.

До тех пор пока не станет общепринятой нормой изучать опыт решения Кеннеди и Хрущевым критических для мира в целом точек ветвления развитиях "Карибского кризиса" подобного рода риск - не только рейс MH17 имею в виду - будет оставаться системным.
___
Выше в сообщении описана была следующая ситуации. Регулярная армия отбирает в своих рядах элитные подразделения ПВО. В этих подразделениях отбирают лучших из лучших специалистов чтобы тщательно их тестировать по всем психофизическим параметрам вероятных обстоятельств несения службы в стрессовой ситуации. Только таких послали на Кубу.

Все это Кеннеди прекрасно знал. И тем ни менее тратил бесценное в условиях острейшего конфликта ядерных сверхдержав время на то чтобы сидеть с ведущими экспертами и заранее планировать детали поведения его военнослужащих для тех условий, когда кто-то из личного состава контингента советских ПВО на Кубе совершит тяжелую ошибку - состоится "несанкционированный пуск" и в результате какой-то из американских самолетов-разведчиков будет сбит.

Другая - и тем ни менее той же природы - ситуация. Руководители авиа компаний знают что пошлют свои авилайнеры лететь над зоной боевых действия мятежных сил "сепаратистов", вооруженных средствами поражения воздушых целей. Сбили там уже несколько самолетов ...

Какое решение принимается в таких условиях? "They chose the most direct and economic flight route possible, which keeps their fuel costs down..." - Они выбирают самый прямой и экономичный - из всех возможных - маршрут, который позволяет удерживать достаточно низким расход горючего ...

Две разных приоритетов задачи:

    - Для Президента США главным было удерживать - в услових острейшего политического кризиса "холодной войны" - на минимуме риск перехода той холодной войны в "горячую" (с гарантированным испепелением от того населения стран участниц кофликта).

    - Для руководителей авиакомпаний главное - удерживать достаточно низким расход горючего.
Все остальное ( включая мирный исход кризиса 1962 года на Кубе с одной стороны и катастрофу MH17 в небе над Украиной - с другой) напрямую из выбора тех приоритетов следует.

Ccылка по теме: Why Was Malaysia Airlines MH17 Flying Over Ukraine? Time, Money - Почему Малазиская авиакомпания рейса MH17 летает над Украиной? Время, деньги.
___
Предшествующие собщения данной темы:
  • Кульминация "Кубинского кризиса": сентябрь-октябрь 1962 ...
  • Кубинский кризис - 23 октября 1962 - напряженность растет ...
  • Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 2 comments