Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Психологический фактор восприятия события предопределяет масштаб его резонанса в СМИ

Упал самолет "малой авиации". Погиб пилотировавший его глава семьи и тяжело ранены оказались жена и ребенок. Разрушена хозяйственная пристройка к гаражу дома на который упал самолет ...

Такого типа - или им налогичные - сообщения часто можно встретить в новостной хронике. Несколько реже но тоже проходит по категории новостного события масштабов страны случай, когда самолет пассажирской авиации вернулся в аэропорт сразу после взлета из-за внезапно возникшей неисправности (птица влетела в турбину или еще что-то из нередко к тому возникающих на взлете сложностей).

Если же что-то случилось по разряду "неудачной посадки" самолета, то это уже практически независимо от масштабов последствий оказывается первополосной новостью.

Меж тем, ... к концу века минувшего ежедневно погибали на автодорогах Америки в среднем около ста двадцати человек:
    Что случилось бы с авиакомпаниями, если бы каждую неделю разбивались по два-три Боинга? Между тем статистика автопроисшествий на Американских дорогах давала на рубеже веков именно такой (суммарно по числу погибших) итог ... "Каждые три дня разбивался в 2000 г. авиалайнер класса Боинг-747 ..."
    http://www.netvalley.com/road_stat/Highway_Stats.htm

Так наверное выглядела бы в сообщениях СМИ по сути любая неделя любого года, если б начал кто-то переводить в "боинговый" эквивалент ситуацию на автомобильных дорогах США.

Что-то аналогичное по-видимому происходит и во всех остальных темах новостной хроники СМИ. Как уже неоднократно здесь отмечал в более ранних сообщениях данной темы, статистика обсуждаемых в эти дни трагических происшествий в школах и колледжах США такова, что вероятность для кого-либо из американских школьников погибнуть от удара молнией оказывается обычно заметно выше - хотя и порой сопоставимой - с вероятностью стать жертвой cтрельбы в школе.

Однако, в школу надо б еще попасть. Вероятность для прохожего - в возрасте школьника - погибнуть в результате дорожного происшествия оказывается в разы выше чем пострадать ему же от удара молнией или стрельбы в школе. Cопоставимого с пешей прогулкой уровня риск погибнуть окажется для ребенка и в автомобиле родителей ...

И, наконец, для старшекласников и студентов практически всех уровней колледжей и университетов самую большую опасность представляет их первый в жизни автомобиль, право на управление которым многие из них приобретают в 16 лет.

    Для подростка 16 лет вероятность погибнуть в автомобильной аварии в 7 раз выше -- для той же длины пройденных им за рулем дорог -- чем для для среднестатистического водителя возраста от 30 до 60 лет.

    Причины такой ситуации с малолетними водителями тоже видимо понятны: около половины всех водителей возраста 16--19 лет совершают по крайней мере одно зарегистрированное полицией на лороге нарушение правил в течение уже первого их года вождения. При чем превышение скорости оказывается в более чем 50 процентах всех случаев этих нарушений.

    Малоопытные подростки-водители представляют значительную опасность для их пассажиров, и особенно близкого к ним возраста: две трети всех погибащих в салоне автомобиля пассажиров возраста от 13 до 19 лет оказываются в такой фатальной ситуации по той причине, что за рулем был тоже подросток.

    http://www.netvalley.com/road_stat/Highway_Stats.htm

Может ли кто-то из родителей и вообще хотя б вообразить, что-то более для своего чадо опасного, чем дать ему ключ от машины? Да, увы, и такое тоже бывает - мотоцикл.

    По состоянию на 2001 год погибали в среднем 68 человек на каждые 100 тыс. мотоциклистов и 16 - на 100 тыс. автомобилистов.

    Это сравнение (по общему числу зарегистрированных транспортных средств), котрое дает относительный риск на мотоцикле в сравнении с автомобилем 4:1 не дает, однако, полной картины относительного риска этих двух видов транспорта, так как не учитывает какое расстояние какой из них за то же время проезжал за год в среднем.

    Более реалистичную картину дает следуюший показатель:

      23 мотоциклиста погибали к началу 2000х годов на каждые 100 миллионов пройденных мотоцикламми миль
      тогда как для водителя автомобиля аналогичный показатель составлял 1,5 на 100 миллионов миль

    Таким образом, соотношение рисков мотоцикл к автомобилю оказывалось по этому - более информативному - параметру сравнения 15:1

    http://www.netvalley.com/road_stat/Highway_Stats.htm

В целом же если оценивать различные факторы риска для жизни подрастающего покоаления, то где-то в возрасте от 10 до 25 лет - как это можно заключить из нижеприводимой диаграммы - автопроисшествия (и некоторые др. заметно меньшего впрочем чем автомобили модуля риска источнгики несчастных случаев) абсолютно доминируют:


http://www.netvalley.com/road_stat/Highway_Stats_files/structure_2_ed25.jpg

Риск погибнуть от стрельбы какой-либо и вообще - не говоря уже про про редчайшей категории события типа стрельбы в школах - статистически абсолютно неразличим оказывается на фоне иных для обсуждаемого возраста наиболее весомых, среди которых самым значительным оказывается автодорожный инцидент.
____
Отмеченная выше разница психологического воздействия разных причин трагических происшествий определяет соответственно же и разницу масштаба реакции на них отнюдь не только СМИ. Скорее даже наоброт, СМИ в данном случае всего лишь отражают характер восприятия событий публикой.

В период 90-х годов ежегодно погибали на дорогах Америки свыше 40 тыс. человек. За минувшие 10 лет ситуация стала значительно улучшаться и в 2010 году погибло уже не 42 тыс. как то было в 2001, а заметно меньше - около 33 тыс.

Кто-нибудь видел в СМИ первополосные сообщения о том, что 10 тысячам американцев (из числа статистически "приговоренных" в 2001 году) вышло в 2010 году "помилование"?

Означает ли все вышеперечисленное, что напрасно здесь в журнале напоминали мы постоянно о вышепомянутой разнице "масштабов бедствий" - с одной стороны, и в то же самое время публиковали объемистые статьи посвященные анализу рациональных (в категориях право-консервативной логики) мер по улучшению ситуации с безопасностью в школах и колледжах?

Все еще полагаю что нет в таком "симметричном" подходе никакого на самом то деле противоречия. Детали одного и того же политического пейзажа потому что во всех этих случаях обсуждаются той же самой - хоть и в разных её гранях - страны Америка.

Элементы непрерывного процесса познания здесь на ваших глазах при том дискутируются уже свыше 10 лет с некоторыми - когда случается повезет вдруг если что-то рассмотреть - проблесками понимания впрочем тоже.
___
Предшествующее сообщение данной темы: "Cледует ли полиции начать тренировать учителей владению огнестрельным оружием?"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments