Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Categories:

Facebook IPO - первые проблески начала понимания ...

сути "странных событий".

Cначала впрочем имеет смысл наверное напомнить про то как развивались торги этими акциями в течение первых 6 дней IPO.

FB_stocks_first_6_days

а также  последующей - второй недели - участок той же траектории:

FB_stocks_May29_June01_2012
Пояснение к графику - на этой неделе было в Америке лишь 4 рабочих дня.

и наконец - для полноты зрительной части восприятия критически важной к пониманию событий данной темы  - "10 дней, который потрясли биржу" на одной картинке:

FB_stocks_May18_June01_2012


Теперь о самих по себе событиях. На фоне исходно одной лишь только негативной тональности сообщений в СМИ про первых дней торги акциями Facebook ("самое провальное IPO за последние ... лет; Facebook потерпел фиаско, ...") где-то с середины второй  недели этого IPO стали появляться менее сенсационных заголовокв и  соотвественно же несколько более спокойной тональности  публикации в которых делались попытки сопоставить факты и некоторые общие тенденции чтобы понять предметное содержание и в самом деле необычного для биржи события.
__

Цифры и факты:

FB_revenue_2009_Q1_2012
Source: techcrunch.com



Как можно было бы, наверное, заключить из картинки, последние из доступных пока анализу 4 квартала дают годовую оценку объема продаж Facebook на уровне 4 миллиардов долларов. Для Market Cap 59.27B - такой была капитализация компании на момент закрытия биржи в минувшую пятницу (при цене акций $27.72) - это дает коэффициент капитализации около 15.

Для сравнения Google если взять, то Market Cap $186.14B при Revenue 39.98B То есть, в ситации компании Google коээффициент капитализации составляет что-то между 4 и 5.

Cравним тогда уже и с Apple. Mkt cap 524.56B, тогда как объем продаж около 160 миллиардов. Коэффициент капитализации составляет что-то порядка 3

Для того чтобы соотвествовать профилю ожиданий инвесторов относительно продолжения роста капитализации компаний Google и Apple, цена акций Facebook должна была б снизиться - относительно тех 27 долларов которые за них давали к закрытию биржи в минувшую пятницу - где-то еще раза в три-четыре.

То есть, если б имело смысл ориентироваться только на один лишь вышеприведенный показатель (опираться на всего один показатель в ситуации обсуждаемого уровня сложности процессах наверное всем понятно что не следует) покупать их следовало размышлять стоит или не надо когда снизятся в  цене до уровня  8-9 долл.

И тем ни менее - после того, как еще раз подчеркну что ни один отдельно взятый показатель не может рассматриваться как хоть сколько-нибудь надежный ориентир в обсуждаемого рода оценках - следовало б наверное отметить, что тот же WSJ, отмечал (со ссылкой на Thomson Reuters's StarMine service), близкий к вышепомянутому уровень цены акций Facebook - порядка  10 долл - на который аналитики вышли по итогам исследования обсуждаемой ситуации методами Intrinsic Valuation Model.

Выше приводилась та сторона логики оценки обсуждаемой ситуации, которая рассматривается по сю пору в категориях опыта ранее сложившихся к тому - для аналогичных случаев - подходов. Меж nем ситуация с IPO Facebook даже и еще более "нетиповая" для фондовой биржи, чем она была в случае IPO Google.

Кратко про те принципиально "небиржевой" стороны исследуемого явления факторы, которые тем ни менее нельзя - ни при каких обстоятельствах - сбрасывать со стола анализа:

Достаточно наверное было б для начала глянуть на хотя бы лишь только некоторые из формально уже представленный публике состава членов "политбюро" Совета Директоров компании Facebook:
Нельзя также было б однако - с другой стороны - не упомянуть в обсуждаемом контексте статистику общего числа пользователей facebook,  методика получени которой все еще остается многим не вполне понятной.

Компания утверждает что имела в марте свыше 900 миллионов - под миллиард - так называемых "active users". При этом свыше 80% пользователей Facebook проживают за пределами США и общаются они там меж собой через Facebook на более чем 70 языках...

Не знаю как воспримать эти цифры так как не нашел в дебрях блогосферы, не говоря уже про СМИ, ни однозначно ясного определения этого показателя, ни методики его измерения...

Дело в том что многие пользователи по самым разным причинам заводят более одного эккаунта в онлайновых сервисах, в том числе и в Facebook. Отсюда и масса неопределенностей возникает в толковании этого базового показателя, наверное, одного из самых весомых для убедительности аргументирования (в терминах статистики) глобального "успеха компании".

Однако, если предположить что неопределенность конечных цифр статистики, создаваемая - возможно что временно - досадным дуализмом понятий аккаунт/пользователь не так уж заметно искажает исходные данные статистики числа пользователей Facebook, то пришлось бы признать, что сами по себе конечные итоги вышеприведнной статистики были б в состоянии вздуть ожидания долгосрочных инвесторов далеко выше чем тот уровень, до котрого это позволяли б традиционные оценки ("коэффициента капитализации", P/E и др.)

Ну и наконец к тому что пол-миллиарада этих самых "активных пользователей" уже на самых разных мобильных платформах с Facebook cервисами резвятся, тоже работает в пользу долгосрочно считаемой оценки перпектив бизнеса facebook наиболее впечатляющим образом.

Тот же факт, что еще не научился Facebook эту мобильной области онлайновой жизни своих пользователей "активность" монетизировать, мало кого - про долгосровных инвесторов напомню речь - смущает. Потому как многие из них по сю пору цитируют в данной темы дискуссиях ответ Сергея Брина на тот же вопрос заданный ему на рубеже двухтысячных годов,  то есть в ту пору когда и вообще еще не один из поисковых сервисов не умел монетизировать связанный с тем траффик. Брин просто отмахнулся тогда от ответа на "нелепый" по его мнению вопрос: "что-то само появится со временем".

И оно в сам деле "появилось", только не у них -- Брина с Пейджем или кого-либо с их сотрудников -- а у безуспешно конкурировавшей с ними в поисковом бизнесе  компании Overture. Идея решения - как и почти всегда то случается на Вебе - оказалась прозрачна и гуглевые умельцы влет создали то же самое на своем сайте. С того момента Google только и стал генерировать продажи ...

Однако это все разговор идет про нынешний статус Facebook тогда как наиболе авторитетные в подобного рода проектах - visionary - провидцы, как например вышепомянутый Marc Andreessen или тот же Steve Jobs рассмотрели контуры будущего глобальных масштабов монстра Facebook задолго до того.

Джобс скажем и вообще не употреблял термина "социальная сеть" во множественном числе. Когда кто-либо переспрашивал, то он пояснял что есть только одна на Вебе "социальная сеть" - Facebook...
____

Выше обсуждались те общеизвестно позитивные факторы развития FB которые оказались базой для повышенного интереса заметного числа самых разных стратегий игры на бирже инвесторов к IPO этой компании. Однако ими же разумеется принимались во внимание и негативные - читаемые на "годовых кольцах" финансовой истории компании - факторы:

Q1 2011

Q2 2011

Q3 2011

Q4 2011

Q1 2012

Sales Growth

112%

107%

104%

55%

45%


Как видно из из вышеприведенной таблицы, темпы роста объемов продаж FB в годовом их исчислении поквартально падали, но и при том особенно резкий спад произошел осенью 2011. Понятно видимо в этой связи с каким напряженным вниманием ожидают инвесторы данных о финансовых итогах работы FB за второй квартал 2012 г. Предполагается что указанная информация будет опубликована FB в конце июля.
_________

Как оценивать общие итоги IPO Facebook - успех, провал, полное фиаско?

Преобладающей (особенно после первого дня этого IPO) была оценка, наиболее шумно высказываемая так называемыми "спекулянтами первого дня": IPO Facebook - это один из крупнейших из числа и вообще когда-либо на бирже случавшихся провалов!

Позднее впрочем стали появляться и другие - не столь категоричные - мнения, к  числу которых  можно было б по-видимому отнести например статью в WSJ: Facebook IPO Facts, Fiction and Flops, которая начинается следующим наблюдением:


    Facebook Inc.'s ... fiasco is still the talk of Wall Street. The newly public shares are losing an average of about $1 per trading day since their offering. If that lasts, the social-networking company would be worth nothing before the end of June, and Chief Executive Mark Zuckerberg's trips to McDonald's will seem less chic and more necessary...

    Фиаско Facebook все еще обсуждают на Уолл Стрите. Цена акции палает ежедневно  на 1 процент.  Если это продолжится до конца июня то Цукенберг станет тогда уже ходить в МакДональд не только для того чтобы повыпендириваться .

чтобы после некоторых размышлений, которыми автор счел возможным поделиться с читателями WSJ, а также сопуствующих тем размышлениям цифр и фактов, прийти к уже тогда к несколько иной тональности заключению:

    By another measure, Facebook was far from a failure...
    По любому рассуждая. Facebook находится далеко не в провальной для него ситуации.

В контексте наблюдений и связанных с тем выводов вышецитированного автора WSJ, как и многих других авторов  статей в СМИ и  околобиржевых  аналитиков, которые начинают в эти дни несколько иначе видеть многое из событий   'из ряда вон выходящего' IPO, соответственно и же заметно иначе смотрятся в том числе и неоднократно здесь обсуждавшиеся (в предшествующих статьях данного цикла) события кануна IPO FB, представлявшиеся (в тот момент) необъяснимо "странными".

Напомню кратко о чем тогда шла речь. За несколько дней до IPO, компания FB внезапно объявила, что (1) увеличивает общий объем выставляемых на биржевые торги акций и (2) поднимает их стартовую цену.

Указанное решение FD само по себе гарантировало, что обычно не без оснований ожидаемый организациями устроителями IPO ("underwriters") стартовый скачок цен на выставляемые к продаже акции окажется на этот раз ниже, чем они могли б ожидать до того.

Тем более странно прозвучало последовавшее затем сообщение в СМИ о том что этого IPO "underwriters" еще и проводят встречи с крупнейшими их клиентами на которых убеждают их в том, что перспективы развития FB отнюдь не столь радужные как им то еще недавно представлялось.

"Оказывается" не может FB пока еще монетизировать mobile часть их сервисов, темпы роста объемов продаж FB падают, а в первом квартале объем продаж упал и в абсолютно его исчислении тоже по сравнению в 4-ым кварталом 2011, ... и т.д.

Выглядело это все даже и не просто необычно для IPO обсужданмого типа, из числа тех что до сих пор состоялись, но даже и крайне "странно"... Плюс ко всему еще и как по сигналу аварийной серены столь же внезапно практически все ведущие американские СМИ тут же стали публиковать негативных же и только прогнозов статьи про FB. При этом опять же едва ли не все публикации этого типа ссылались на негативные впечатления, которые сложились у   ... автомобильной компании Дженерал Моторс, от попыток их рекламы на FB .  Да,да - она, та самая - "что хорошо для Дженерал Моторс, ...."

В том числе и поэтому тоже наверное не вызвал затем уже особого удивления тот факт, что с началом торгов этого самого IPO Fасеbook биржа тут же сломалась, но уже не виртуально в дыму мрачных прогнозов ее будежщего, а физически - на техническом уровне ее функционирования.

То есть, с какой стороне не глянуть,  в любом случае весьма  "интересное кино" оказывается. После того как рассеялась искусно поставленная дымовая завеса, а также неизбежно тому сопуствующая естественного происхождения пыль и брызги эмоций, оказалась возможность по крайней мере попытаться поэлементно взвесить сухой остаток известной части обсуждаемой истории -кто выиграл и кто проиграл по итогам IPO Facebook?

Выиграли:
    - Компания Facebook -  её cо-основатели,  ведущие сотрудники-акционеры, ранние инвесторы. Они  безусловно выиграли и при том по абсолютному максимуму теоретически достижимого для обсуждаемого события предела  такого выигрыша.

    - Финансовые организации, которые по обыкновению подрядились устроить это IPO - underwriters - заработали и на этом IPO тоже, и, с учетом его масштаба, сравнительно неплохо, но далеко не столько как поначалу видимо расчитывали.

Проиграли:

    - особая группа околобиржевых спекулянтов, которые  специализировались "снимать сливки" с броска цены первого дня торгов практически любого IPO, хорошо раскрученного в СМИ.

    Они на этот раз проиграли и составляют поэтому основную группу тех, из кого юристы, специализирующиеся на такого рода ситуациях, вербуют в эти дни "пострадавших" для будущих судебных процессов, развертываемых в рамках типовых такого рода clасс actions - Facebook и Morgan Stanley face class-action suit over IPO.

 Для всех остальных - основной массы инвесторов - кто покупал акциии Facebook в качестве всего лишь одного из элементов "рисковой части портфеля долговременных инвестиций" все вышеописанные события тоже  представляют разумеется некоторый интерес. но наблюдают они их отстраненно. Потому что ничего из тех соображений которыми они руководствовались когда покупали, кроме иных также и  акции 'одной из относительно молодых и кажется что перспективных' айти компаний  - абсолютно при чем ничего - не меняет ни одно из вышеописанных событий. 
____
Перспективы судебных процессов:

Кратко поясним в чем конкретно могут увидеть - в обсуждаемой ситуации - "золотую жилу" юристы, специализирующиеся на class actions.

Средняя норма для комиссионных который компания обсуждаемого типа платит обычно underwiters составляет 3-5 процентов. Facebook выставил своим "поводырям" жесткое условие - "один процент, или идите на ...". Банки призадумались было но в итоге рассудили здраво - "лучше маленькая рыбка, чем большой таракан" - и согласились на невиданно низкую ставку комиссионных в 1%.

Дальше больше. В самый канун IPO стало ясно что ажиотаж растет и соотвественно заведомо будет кратковременно мощный бросок вверх цен первого дня, всю прибыль с которого традиционно снимут специализирующиеся на том "спекулянты первого дня" и крупные финансовые организации (клиенты банков-underwriters).

Взвесив все к тому известные факторы обсуждаемой ситуации финансовые руководители компании facebook приняли решение перенаправить финансовый вектор энергии, накопившейся в кругах биржи ожидания успеха этого IPO, целиком и полностью в кассу только лишь своей организации. Общее число предлагаемых на продажу акций было поэтому резко увеличено, а плюс к тому еще и повышена была стартовая их цена.

Для банков-underwiters это означало уже не только некоторое снижение прибыли от ранее ожидавшегося ими с IPO уровня, но и, увы, много хуже того...

Возникала серьезная угроза потери имиджа надежного банка в глазах крупных клиентов, которым они до того убедительно пояснили размер ожидавшегося выигрыша. Те их клиенты послушно оказались готовы вложить потому и сразу серьезные суммы в теперь уже как выясняется не столь очевидно что выигрышную для них "игру первого дня", какой исходно IPO Facebook представлялось для underwriters.

Что оставалось - в такой ситуации - делать underwriters? Не могли ж они публично объявить, что   уже лет 15, если и не поболее того,  регулярно "стригли купоны"  обычно гарантированного им,  а также    "приближенным" к ним клиентам, "выигрыша первого дня" от  почти любого IPO,  из числа надлежаще достаточно хорошо к тому пиар-раскрученных, однако, на этот раз им просто не повезло  - финансисты   Facebook аккуратно просчитали ситуацию и решили покуситься  в том числе даже и на эту их,  до того считавшуюся неприкосновенной,  часть IPO-"пирога".

Поэтому в ответ на вышеотмеченное решение Facebook банки-underwriters запустили в СМИ масштабную кампанию пиара, негативного для того  IPO,  который сами же и намеревались проводить.

Эта кампания однако, хоть и  вызвала некоторое замешательство cреди  части инвесторов,  однако была по-видимому полностью  проигнорирована самыми крупными клиентами underwiters, из опыта  многих лет, предшествовавших  IPO Facebook, усвоивших что могут полагаться на адресованные им советы underwiters в большей стспени, чем чьи либо публичные той же темы заявления.

При этом сама по себе эта  в спешке underwiters организованная кампания  негативного к Facebook пиара выглядела и вообще со многих сторон настораживающе странноватой.

К примеру одномоментно вдруг ни к селу ни к городу раструбленное в СМИ заявление о "разочаровании в коммерческих возможностях Facebook"  маркетологов многострадальной Дженерал Моторс   выглядело и сразу то   озадачивающе невнятным, а уж после того как компания Ford в ответ заявила, что они  наоброт считают свои отношения с facebook не только весьма плодотворными, но   даже и просто прекрасными, то  соотвественно же вся затея с одномоментно негативным в канун  IPO Facebook пиаром стала буквально на глазах  уже тогда разваливаться.

Иными словами, сложилась ситуация при котрой underwiters   были просто не в состоянии отвратить своих  клиентов от участия в традиционно считавшегося прибыльными  для них "торгах первого дня", действуя к тому одними лишь легальными методами .

Это обстоятельство  по-видимому оказалось главной  причиной  почему underwiters решились в тот момент  пойти на то. что здесь называют   push envelop -    начали проводить закрытые для широкой публики семинары и пр. аналогичного формата остужающие  беседы с крупными клиентами, чтобы попытаться сбить таким образом планку завышенных  от надвигающегося IPO их ожиданий  ...

Теперь  однако выясняется что ровно на этом   суетной и только   природы  заведомо  ошибочном  шаге   underwiters  намерены их  подловить юристы, представляющие интересы   той части  "спекулянтов первого дня", с кем не проводили underwiters остужающих  их пыл собеседований.  Происходит это все в рамках организуемых  к тому в разных штатах  class actions.

Не вполне пока еще понятно сдерут ли расторопные  в таких ситуациях юристы чего с банков. но в facebook снять чего-либо   будет им похоже что крайне трудно по следующим обстоятельствам: (1)Цукенберг категорически отказался участвовать в road show, которое традиционно проводят underwriters чтобы убеждать инвесторов в радужных первпективах компании.; (2) в документах направленных Facebook в SEC по данному IPO ясно была указана вся на тот момент известная часть финансовой истории компании в том числе и снижение объемов продаж.

Юристы "пострадавших" от необычно сложившегося для них IPO однако утверждают что underwriters пугали своих "особо избранных" клиентов также и мрачного для facebook содержания данными о том как складывается  ситуация во втором квартале, доступ к которой широкая публика не имела.

До сих пор именно  эта деталь обвинения смотрится как единственная зацепка для начала судебного преследования и при том не только против underwriters но и против Facebook, если конечно выяснится что компания Facebook и в сам деле имела неосторожность поделитьсь с underwriters информацией, касающейся IPO, но недоступной широкой публике.

Cитуация в развитии ...
___
Cм. также некоторые из предшествующих публикаций данной темы:
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments