Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Categories:

Aтомобильный эвфеизм SUV - зачем в бане кипа?

Закон любой автомобильной дороги общеизвестен: у кого масса больше, тот и прав.

Потому и ничего удивительного нет в том, что многие в Америке и давно при чем предпочитали ездить на огромных автомобилях. Но потом в мире случился нефтяной кризис начала 70-х, народу надоело стоять в очередях у бензоколонок и вектор общественного мнения довернуд упрямых. Мода сменилась - стали американцы преимущественно ездить на заметно более экономичных машинах.

Но дело в том, что законы физики никакие очереди у бензоколонок отменить тем ни мене не могли. Потому и упрямая статистика разблюдовки разных классов машин по степени их выживаемости в автопросишествиях продолжала гнуть свое: шансов выжить при столкновении на американской дороге заметно больше остается у тех, кто сидит в более высоко посаженной кабине более тяжелого автомобиля. Чей бампер в чей подбородок врежется при столкновении определяет относительная высота столкнувшихся машин, а относительная степень разрушительно их меж собой воздействия задает сравнение масс.

Все так, но и давать автомобилестроителям отмашку: кончай перекур, становись на руки - возвертайте нам, господа форды и пр. gm, старые, по схемам, если найдете, сохранившихся копий гангстерских боевиков, американские машины - тоже было неловко. И тогда народ разглядел, что в принципе неплохой в требуемом смысле комбинацией веса с высотой обладают вседорожники класса бессмертного короля дорог "джип".

Они постепенно пошли снова в моду. Сначала у лихих молодых людй, которые изображали из себя на улицах своих кварталов горных егерей, ненадолно домой заскочивших. Одновременно пошли в моду у девочек-студенток маленькие грузовички, кторые тоже к требуемой комбинации высота-вес хорошо подходили. Как и много чего еще в молодежной моде, вскорости этот стиль передвижения начал становится общепринятым, для всех возрастных групп состоятельных американцев.

Но настоящий бум тяжелых машин легкового класса начался, когда автомобильные компании начали гнать на рынок версии тех - - исходно джиповской схемы - конструкции вседорожников в самом элегантном уже их исполнении. Начали выпускать вседорожники со всеми аттрибутами в том числе и люкс-класса машин (мерседес, лексус, и пр.). Машины эти получили при том и соответвуюшее запросам на легенду прикрытия факта их появления перед домом престижного автовладельца название SUV - Spor Utility Vehicle. Общее же объяснение - видимо выдается вместе с документацией на машину и страховкой - кого ни спросишь, зачем тебе возить этот метал по ровной дороге: в горы иногда езжу ...


Кушают меж там они в среднем процентов на 30-50 больше бензина, чем нормальная легковая машина сопоставимого класса. Возят на себе тонны никогда и нигде - кроме акта столкновения - не нужного владельцу металла. Но и не вообще металла, а того на изготовление которого потрачено было безмерно творческой энергии и натурального мастерства конструкторов: абсолютно не нужные владельцу, никогда не съзжавшему с бетонки, "вседорожные" узлы и детали машины изготавливаются тем ни менее в идеальном функционально состоянии.

В основном, на волне прошлого года разного рода катаклизмов и некоторого подъема цен на бензин, начались в обществе меж тем разговоры на традиционную тему - на хрена козе баян? Зачем Америке в пустую жечь столько бензина и катать по своим дорогам заведомо не нужный никому металл? Ответ пока, сколько удавалось услышать, звучал в двух - и только двух, третьего не дано - версиях:
    1)кому какое дело - селедка моя как хочу, так и покрашу.
      В данном случае это общее правило обычно транксрибируется так - мы живем в свободной стране и никто не имеет права задавать вопрос людям о том, на что именно они предпочитают тратить свои често заработанные деньги.
    2)они - SUV, то есть- безопаснее.
С первым не поспоришь. Но речь не идет о запретах на что-либо, а о том, что вредные - или, скажем так, с очевидностью нерационально расточительные - для общества предметы роскоши обычно облагаются иной ставки налогом, чем необходимые. Только об том в сущности и дискуссии возникли.

Второй тезис и просто неверный. Именно, что не ошибочный, а неверный. SUV не безопаснее, а наоброт опаснее для участников движения в целом.

Во-первых не факт, что SUV безопаснее для их владельцев. Поясню эту сторону чуть подробнее. Машины переворачиваются дорогах Америки сравнительно редко - лишь в 3 процентах от всего числа травматических автопроисществий. Но именно этот вид автопроисшествий дает 30 процентов погибших на дорогах. Вероятность же попасть в эти 3 процента перевертышей для SUV в разы больше, чем для нормальных лекговых машин. Оно и понятно - выше центр тяжести. Называется - за что боролись, на то и напоролись. Ровно тот самый случай.

Наконец, главное. В тех автопроисшествиях, где они в самом деле часто сохраняют жизнь своему автовладельцу - это чаще всего оказывается в столкновениях с нормальными леговыми машинами - они это делают в буквальном смысле этого слова преступным образом. То есть, они по сути умышленно - для того и приобретались - давят других автовладельцев. Вероятность одному из участников столкновения легковых машин погибнуть повышается, если в таком происшествии был замешан SUV. Вполне тоже понятно - общая энергия столкновения оказывается больше, а тяжесть последствий берет на себя предсказуемо один лишь из участников.

То есть присутствие SUV на автодорогах не снижает - во всяком случае, не снижает - общего числа погибших, а потому и нельзя говорить, что они безопаснее. В ином случае пришлось бы признать самым безопасным видом транспорта тяжелые грузовики, чья - неспоставимая с общим их числом на дорогах - повышенная опасность является давно общепризнанной и регулярно отражается в годовых статистических сводках фатальных автопроисшествий.

При том, что грузовиков то на дороге понятно что много меньше, но главное их там присутствие связано с всем понятной транспортной потребностью общества в целом. Никакой сколько то рациональной необходимости присутствия сотен тысяч SUV на скоростных дорогах американских нет. Ни-ка-кой.

Но в данном случае - в этой заметке - разговор не о том. Речь то ведь шла в заголовке про эвфеизм - так в чем он тут заключается? Суть в том, что если бы люди, желающие повысить свой шанс выживаемости на дороге - заведомо за счет резкого снижения безорасности движения остальных участников - набором лишнего металла в свой автомобиль и соответствующим расположением над дорогой своего салона, именно на таком автомобиле и ездили, то и проблемы бы полагаю никаких не было.

Изготавливали бы таким демонстративно экставагантных гражданам под заказ корытообразные массивного литья автомобильные шасси на высокой полвеске. Сответственно, внутри этого тяжелого металла корыта был бы размещен хорошо укрытый от внешних ударов судьбы салон. Ездили бы на таких "танках" по дорогам их владельцы, всем своим видом показывая в чем суть их выбора.

Не может такого быть - никто не поедет на таком сооружении по улице своего городка. Каждый то понимает, а потому такие "безопасные машины" и не делают. Не поедут на них никто из владельцев нынешних SUV. Потому как ... словом, понятно почему. Ровно по этой причине и потребовалось создать - для той же по сути цели - специальную инженерную конструкцию, которая представляет собой по общему ее функционально смыслу инженерный эвфеизм - SUV.

То есть, имеет место ситуация типичного далеко не только в языковых конструкциях эвфеизма: природа явления понятна, но называть ее таковой в обществе не принято. Более того, принято закрывать ясно понимаемую ситуацию этикетками, никакого отношения к исходному явлению не имеющему. Ничего ведь дальше от какого-либо спорта, чем эти самые SUV и придумать не возможно. Но этикетка хорошо работает. Хотя разумеется и тот, кто покупает SUV - поясняя приятелям, что будет ездить теперь "в горы" - и тот, кто его о том спрашивают, прекрасно знают о чем на самом то деле речь.

В точно аналогичной обсуждаемой выше ситуации городской голова спрашивал у приметного в местечке еврея, что притулился в уголке бани и сидит там отпаривается, моется, но ... шапочку свою не снимает: слушай, Хаим, сними шапку, чего стесняться? И так весь город знает что у тебя башка паршивая... Ответ того Хаима своему городскогому голове стал классическим: пусть знают, но не видят. Sport Utility Vehicle.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments