Это все о том же... Действительно, история была с многих сторон типовая в своем роде. Не знаю уверен многих ее подробностей, так как не читал те статьи и пр. экспертные - и не только - разъяснения, которые уже много потом - на гребне инф-бума перестроечного - на эту темы выходили. Сужу все еще лишь по тому, о чем рассказывали в рельном времени тех событий его участники.
Так вот главное в чем их вдруг тогда начали обвинять, это в том что их кровезаменитель - та самая "голубая кровь" - имеет жуткие побочные эффекты. И применять его для лечения людей есть ..., а также ... и вообще. Список, что называется, прилагается. Ключевое тут слово "вдруг", потому что весь список тех негативных "эффектов" самими же участниками проекта на самых его еще ранних стадиях и составлялся. Никто из них не собирался никому предлагать поменять его природную кровь на эту самую "искусственную". Речь шла о кризисных ситуациях, когда по причине массовых поражений - или иных каких причин - иссякают последние запасы донорской крови и врачи оказываются бессильны... На их глазах люди уходят от кровопотери.
Только для таких безнадежных ситуаций и разного рода такого же типа кризисов в операционной скажем и преназначен был препарат, который мог доставлять кислород к тканям некотрое время пока иные способы спасти раненного не подоспеют. О каких еще "осложнениях" и уж тем более отдаленных последствиях мог бы думать хирург скажем, если он видит, как на его глазах человек уходит в безвозвратное и он ничем уже больше помочь ему не может - нет крови в госпитале?
Но - и тем ни менее - именно эта позиция: тяжелые осложнения, - с прозрачным намеком на подспудно всегда наготове, хоть и дремлющее "врачи отравители" и было главным аргументом для разгрома той Лаборатории.
И это не уникальный случай. Тяжелая - неотбиваемой силы - артиллерия в такого рода убийственных в прямом смысле полемиках как правило строится на гуманных логически построениях. В описанном выше случае - спасти солдат и пр. вероятных пациентов от опасного препарата. В других - от иных но ровно такого же рода антигуманных поползновений.
Среди иных, наиболее видимо известный в этом ряду случай с тем последним самым кораблем из Германии, который долго стоял на рейде под конвоем катеров береговой охраны США, чтобы ни один его пассажир не проскользнул тайком на полоску пляжа, пока вопрос решался в Правительстве американском.
Наконец, Франклин Делано Рузвельт - общеизвестный гуманист и вообше демократ - принял соломоново решение: на берег никого с евреев не пускать, пусть убираются обратно в свою родную Германию. Не будем потому что мы тут в Америке поощрять изгнание германским правительством людей с их родной земли, только по причине их этнической принадлежности. Мы с таким отношениям к гражданам германии, коими они все являются не согласны.
Наконец, разного рода ходоки из сочуствующих сумели его уломать - ладно, говорит Рузвельт, пойду к вам на встречу. Согласен с вашим компромисным предложением - пусть дети сойдут на берег. Но все взрослые должны остаться на корабле и ехать обратно. Это предложение Президента стали обсуждать в Конгрессе. После длительных дебатов Конгресс вынес решение - "это не гуманно". По отношению к детям в первую очередь. Нельзя разлучать детей с родителями. Американские законодатели не могут согласиться с таким бесчеловечным решением - разлучать детей со своими родителями - своего Президента. Пусть все возращаются в Германию. Не пускать ни-ко-го!
Корабль ушел назад. Ни один не сошел на берег. Много и других им аналогичных гуманных аргументов в близкого смыслу ситуациях известно истории. Хорошо бы наверное их собрать как-то в антологию смертельных доз гуманизма, к примеру. Впрочем дело не в названии - хоть горшком обзови. Рядом расположенные такого рода истории всего лишь крайне убедительно поясняют обычно одна другую.