Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Диалоги про Facebook или ... что такое "пузырь"?

Переношу сюда из комментов некоторые из моих там ответов по вышеупомянутой - постоянно растущей в эти дни актуальности - тематике:

А как тогда насчет Гугля - что скажете - тоже "пузырь"? Или пока еще нет, но станет - по Вашей классфикации - "пузырем", например, в том случае, если акции и этой компании тоже когда-нибудь вдруг упадут в цене по той причине, что прибыль не сможет на прежнем уровне предприятие генерировать, а потом может и вовсе прибыль у Гугля какой-то год с минусом окажется?

Или вот тоже было в свое время нашумевшее IPO компании Netscape? Самое было оно для мира впечатляющее после IPO автомобилетсроителя Форда, котрое случилось за 40 лет до того. И вот - наверное сглазил кто-нибудь - тоже увы схлопнулась Не состоялась Великая Компания - плакали денежки инвесторов. Раздавила тогда MS юный Netscape ...

Netscape - по вышепомянутой Вашей методе - куда отнесем?
___
PS. Ну и чтобы два раза не вставать, посмотрите тогда уже для затравки несколько более раннюю - сентября 2003 года - тут дискусию (той же в сущности темы но только про Гугль тогда полемика здесь шла): http://abcdefgh.livejournal.com/143969.html

Дома в данном случае и вовсе не при чем - потребуется совсем отдельный разговор (в категориях неспоставимо большего числа самых разных - "отсюда и до обеда" - в том числе и социально-политических критериев оценки ситуации) .

Тогда как относительно простое - а потому и весьма популярное на бирже - соотношение Price-Earnings Ratio (отношение суммарной цены акций компании к генерируемой ей прибыли ) P/E Ratio, о котором Вы судя по всему видимо говорите, конечно же может в простейших случаях использоваться для попыток оценки в том числе и стабильности кампании, акции котрой по тем или иным причинам быстро растут. Так ведь в этом именно контексте и задал Вам выше вопрос из области пред-истории обсуждаемых событий - про Гугль и пр.

На разных этапах развития той или иной компании, особенно же той, которая открывает принципиально новый пласт человеческих возможностей, это самое их P/E Ratio может различаться порой на порядки и соответственно же одну и ту же компанию порой и в сам деле некоторые из числа наиболее вдумчивых "наблюдатели" не задумываясь называют сначала "пузырем", а затем даже и глазом не моргнув от смущения наоброт "монополистом" или даже "королем" важнейшего сектора экономики страны и мира. И все еще нельзя при том исключить что когда-то в будущем - если этот самый бывший "пузырь" а ныне недопустимо заматеревший монополист почему-либо рухнет - снова назовут "пузырем".

Ровно так в частности происходило в том числе и с Гуглем и разумеется в той же ровно степени это может конечно же относиться теперь к этапам развития едиственного в эти дни гуглевого конкурента - Facebook.

Потому то - как ни раз уже обращал на это внимание - бездумное раскидывание самого разного рода ароматных ярлыков может быть и облегчает иногда кому-то ведение дискуссии в ситуации когда предмет ее принципиально далек от сферы интересов собеседника, а погружаться в тему почему лмбо нет желания, но ведь и только. Ничего больше за тем, как правило, не оказывается.

То есть, если тот или иной участник дискуссии вместо того чтобы сказать что он предпочитает не вникать в суть сложнейших даже и для поверхностно самого анализа процессов на рынке акций,вместо того всего лишь ограничвает свой выбор акциями тех предприятий у которых P/E Ratio допустим не выше какого-то наперед им для себя заданного значения, то и с таким собеседником тоже вполне можно вести и далее в том числен даже и предметный разговор о рациональности / нерациоанльности столь упрощенного - однофакторного - подхода.

В случае же когда кто-то просто и всего лишь ярлыками кидается в адрес всего что почему-либо представляется им подозрительно непонятным, совсем иная оказывается - пусть даже и той же самой темы -дискуссиия.

Только для пояснения именно этой разницы в подходах к одной и той же темы дискуссиям и отвечаю столь подробно на совсем вроде б простой коммент, ответ на который в ином случае мог бы быть наверное и вообще односложным. Например, это могло б быть что-то типа: "извините, но не разделяю этого Вашего мнения", или даже еще короче - "не согласен".

1. Если Вы про "переоценено" в терминах P/E Ratio говорите, то надо полагать что желающих спорить с Вами по ровно этому пункту вряд ли так уж много сюда набежит :)

2. Конечно "не понятно", да и не может быть так уж что б все сразу понятно в этой фазе развития любой отдельно взятой компании, как впрочем в аналогичной ситуации и про Веб в целом у многих были тоже вполне обоснованные как потом (с началом хайтековского кризиса) оказалось сомненния: Andy Grove summed up the online pioneers' attitude when asked about the return on investment (ROI) from his firm's Internet ventures: "This is Columbus in the New World... What was his ROI?"

Andy Grove, со-основатель Интела, следующим образом подводил тогда итог своих ответов на поступавшие к нему вопросы про то какого уровня возврат на инвестиции (ROI) в Веб он ожидает для своей компании: "Это же экспедиция Колумба в Новый Свет ... Каким оказался его ROI ?"

Когда основателей Гугля спрашивали случалось кто-либо из инвесторов очередного раунда финансирования о том каким образом их компания предполагает монетизировать принципиально бесплатный для пользователей поисковый трафик они ... только растерянно пожимали плечами и простодушно отвечали: "Не знаем, но наверное что-то потом появится".

Так увы ничего однако и не "появлялось" у них достаточно долго и соотвественно же компания эта продолжала - уже и в период "кризиса доткомов" даже - вполне благополучно существовать на деньги инвесторов, регулярно сбрасывая своим "благодетелям" миллионные убытки.

Решение задачи монетизации поискового трафика впрочем конечно же со временем "появилось", но не у Гугля а в компании Overture. Это была тоже - по исходной задумке - поисковая компания, которая однако безуспешно пыталась воевать на "два фронта": пытались они хоть как-то улучшить плохонький их поиск, но и при том искали пути ... монетизировать хоть его.

Поиск улучшить свой сотрудники Overture так увы и не смогли, но зато произвели на свет PPC (pay per click) - инструмент монетизации поиска.

Умельцы Гугля тут же - что называется влёт - воспроизвели у себя ставший всем на Вебе очевидным (после того как "оно" реально заработало на сайте Overture) принцип работы PPC и с этого драматического на рынке посиковых механизмов момента компания Google начала - взрывным тогда уже образом - набирать обороты объемов продаж и соотвественно же устойчиво генерировать постоянно растущую прибыль.

Потом конечно же горемычные изобретатели метода монетизации поиска из Overture судились с гуглем (хотя кажется уже это было после того как Yahoo купил Overture), но ... кого #бёт чужое горе ... the rest is history.

Однако далеко не всегда описанного выше типа истово непреклонная вера инвесторов в избранный ими стартап - пусть даже и самый обоснованно во всех отношениях многообещающий - оказывается в итоге финансово оправданной. Как раз для того чтобы это пояснить и привел пример негативного опыта ровно такого рода - о том как Руперт Мэрдок приобрел Myspace и что из этого вышло.

Иными словами, никто ничего и никому на рынке не гарантирует, если конечно это и в сам деле свободный рынок. Ну а уж сомневаться, на этапе выбора объекта инвестиций это наверное ведь и есть главная из обязанностей любого инвестора.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments