Математик из исчезающей когорты ученых-эциклопедистов это был. Мне так повезло что попал туда на работу в самый первый год создания им Института. Зашел однажды по случаю на один из его с Эммануэль Эльевичем Шнолем семинаров. Потом еще несколько раз ... Был всякий раз впечатлен необычностью происходящего и остался поэтому там у них работать так оказалось что на следующие почти 20 лет.
С Эммануэлем Эльевичем они были друзьями со студенческой поры, затем вместе работали в ИПМ им. Келдыша, а потом уже в начале 70-х вместе и НИВЦ тоже создавали. Запомнилась фраза, которой Молчанов однажды охарактеризовал мне Э.Э. Шноля: "Математик милостью Божьей и педагог из тех, которые рождаются один раз в 100 лет". Я попытался что-то добавить про моральные качества Эммануля Эльевича, но Молчанов сказал, что то что мне хотелось бы добавить - к той его предельно краткой характеристике - уже входит в его определение педагога.
Спустя несколько лет после того как туда пришел мне еще раз в этом НИВЦ несказанно повезло. В течение где-то лет 5-7 или около того комната где я сутками так порой случалось что ваял, паял и програмиировал микрокомпьютерные системы автоматизации биологических экспериментов, оказалась - по итогам одной из очередных изменений территориальной структуры НИВЦ - на том же этаже что и кабинет директора Института. И вот с некоторых пор после того, как такое со мной произошло, стал Альберт Макарьевич по вечерам - как закончит в своем кабинете текущие дела директорские - заходить ко мне сначала не на долго а потом уже случалось что и часами беседовали на самые разные темы: философия и базовые устои науки ... система мира ... Высоцкий ... Тютчев ... Пушкин ... и много еще о чем - долго пришлось б перечислять - тоже.
Продолжалось это несколько лет - до тех пор пока очередная перетряска в размещении лабораторий не развела нас по разным корпусам - которые годы в сущности и стали главным в моей жизни университетом.
Не только со мной одним понятно что такое во вновь создаваемом Институте происходило, но и конечно же не только в таком лишь - прямого диалога с глазу на глаз - формате общения. Однако, склонен тем ни менее предполагать что редкостно мне в том повезло.
Никак и нигде в мире такого образования получить б не смог. На том фундаменте в сущности только с тех пор и держусь.
Ничего и рядом с Альберт Макарьевичем сопоставимого по калибру личности самой по себе, не говоря уже про широту научного кругозора, глубину аналитического проникновения в суть сложных систем и процессов никогда более уже и нигде не встречал.
Светлая память, Учитель.