Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Следовые процессы истории: Польша и Прибалтика - "сопоставления из окна автобуса"

Своими наблюдениями о туристической поездке в Варшаву делится auris:
Сравнение с литовскими в этом отношении обычаями послевонными (можно было бы добавить автору в таком сравнении и про послевоенные уже сразу погромы в отношении остатков евреев в Польше) поясняет - в цитируемом выше тексте дорожных впечатлений - сразу же и нижеследующая строчка о восстании в Варшавском гетто. Именно здесь ключ к пониманию описываемой автором живописи настенной.

Дело в том, что для подавления восстания в Варшавском гетто немцы, кроме своих частей, приглашали прибалтийских и западноукраинских эсесовцев. Потому как были уверены, что них это окажется не только боевая задача, но и утоление страсти - те самые "именины сердца". Не известно в то же самое время сколько то активного участия поляков в тех акциях - по отношению к восставшим в Варашавском гетто.

Тогда поляки были только и всего лишь в стороне. Одобрительно кивали в сторону зарева пожаров, но cами в той крови не замарались - не участвовали.:

Участие же собственно поляков в уничтожении польских евреев, хотя и тоже, как и почти везде, безусловно имело место и даже весьма заметным образом, но абсолютно несопоствимо с той едва ли не общенародно поголовной страстью, с котрой то было исполнено (в большой степени еще до прямого вмешательства немцев) в странах прибалтики. Так что приведенное выше сранение по указанному "туристическому " поводу форм проявления антисемитизма в Варшаве и рядом расположенных литовских городах, где видимо пролегал маршрут поездки, имеет более глубокий видимо психологический смысл, чем то автор сумел в суете поездки поди разглядеть. Смысл же этот более чем прозрачен: в доме повешенного - не гворят о веревке.

В той самой прибалтике добрые веками соседи просто и всего лишь позакапывали как-то помоляси в одночасье своих еврейских друзей и знакомых, поделили добро по честному - без свары недостойной какой, все по-людски и вполне прилично, потму как уважаемые в масссе своей люди то были - про между собой и ... все. Чего же им еще и писать теперь регулярно об этом на стенах? Бывают конечно и там разного рода высказывания, но не составляют видимо они слишком уж заметного извне - для туристов уж во всяком случае - фона.

В Варшаве же только наблюдали пусть и в целом одобрительно, но только извне посматривали как оно там у евреев в домах все горит и полыхает в полнеба, но особого лично рвения в массе своей поляки в этом отношении все-таки (на уровне если сравнить прибалтийском) не проявляли. Вот и рисуют потому теперь без проблем антисемитские намеки в адрес своих заведомо же чисто польских политических оппонентов (евреев то там в сколько то различимых товарных количествах давно уже нет), как о том выше рассказывал автор цитируемого сообщения.

В том и разница - в Литве закопали и успокоились, кажется, по этому локально поводу на время (будет повод и возможность, то снова также деловито закопают, а до времени чего суетиться), а вот в Варшаве все рисуют ... антисемитские картинки на стенах домов уже полвека спустя, после того как немцы очистили им Польшу от соседей евреев.

Почуствуйте, разницу.

Степень личного учаcтия полностью видимо предопределяет все затем уже и много лет спустя наблюдаемые следовые процессы от такого рода акций. Так что относительно более редкое проявление внешне демонстративных антисемитских настроений в Прибалтике, на фоне неизменно же и демонстрируемого общенародно уважения к памяти своих героев-эсэс всего лишь одна из иллюстраций обсуждаемой разницы поведения населения этих стран в памятный период времени.

Только и всего. Сухая - можно даже сказать что бытовая - психология: "трудитесь и вы будете видеть хорошие сны", - как то самым видимо доходчивым образом вышивали на кухонных полотенчиках немецкие домохозяйки. В прибалтийских странах видимо в массе своей и видят хорошие - самые можно сказать что отменные - про все это сны, а потому и не суетяться особо с наглядной об том агитацией, С "настенной" то уж и тем более.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments