Сегодня - поколение спустя после того момента когда однажды буквально в одночасье советская Атлантида рухнула в воды необратимо полного ее забвения (только обломки случайных источников мифов, как правило абсолютно нелепые, о той эпохе плавают нынче на поверхности пены об том "памяти") единственно сохранивщийся культурный пласт по имени "Высоцкий" работает теперь уже в исторически зеркальной его плоскости.
Поскольку песни Высоцкого резонировали последние четверть века эпохи СССР в решительно всех общественных слоях того времни населения страны, то нынче это по сути единственный оказывается источник достоверных о духе той эпохи знаний.
Ничего - абсолютно при том ничего - с той поры не осталось, но и главное что в силу исторических особенностей того времени (жесткая цензура публикаций в стране на всех без исключений уровнях) не могло остаться.
Все что сегодня остается потому исследователям советской эпохи - многократно верифицированный лично каждым из миллионов современников факт безупречной подлинности исторических документов одного и только источника - "песен Высоцкого". Но и это все. Ничего кроме.
Ho cначала о социально-политических условиях в которых феномен Высоцкого собственно только и мог наверное возникнуть.
Тоталитарно-политического давления - cамого по себе - конечно же не достаточно для формирования великого поэта.
Хотя и конечно необходимое это условие. Понятно наверное и почему так.
Только в "мрачную эпоху царизма" мог выкристаллизоваться - и стать многим из современников очевидным - гений Пушкина.
"Пик застоя" в стране "развитогу социализма" породил в искусстве следующее - масштаба Пущкина - явление по имени Высоцкий.
Однако понятно видимо и то что уровень "давления несвободы" на личность не должен при этом превышать некоторых критических для системы в целом пределов.
Та же эпоха Сталина, к примеру - или чуть далее назал если отмотать страницы истории, то Грозного - просто выжигала в буквальном смысле этого слова дотла все вероятные ростки обсуждаемого явления.
Соответственно же и к известному о том выражению, что "лошади и поэты должны быть сыты, но не закормлены", cледовало б потому добавить еще по крайней мере одно условие.
Более полная формула необходимых для эпохи вызревания поэта условий звучала б тогда более определенно: ... должны быть живы, сыты, но не закормлены.
Последнее из трех условий поясняет, кроме прочего, почему не может появиться Поэт вне эпохи "голодного" - на поощрение в стране cвободных искусств - периода истории.
Однако, кроме особого рода социально-политической обстановки в обществе, необходимым условием порой оказывается и сложишийся (общедоступный) в обществе - к моменту прорезания таланта будущего гения - технический уровень для обеспечения средств его самовыражения.
Простой к тому - и соотвественно же риторический - вопрос. Узнал б хоть кто-то в стране - кроме узко-элитарной группы столичных интеллигентов и примазывавшихся к ним тогда нижнего слоя партаппаратчиков - про хоть сам то по себе факт существования в стране Высоцкого, если б советская промышленность не успела так кстати освоить к началу 60-х годов массовое производство ... бытовых катушечных магнитофонов?
Ровно 11 лет наза - в июле 1999 года - зашел на эту тему онлайновый вот также в Сети у нас разговор (тогда мой сетевой ник был "Out"):
-
Out 07/08/1999, 23:12
>Трурль 07/08/1999, 16:37 Судя по эффектам, вызванным в Советской Стране катушечным магнитофоном, ...
Удивительно точный образ с катушечным магнитофоном, который изменил страну, господин Трурль, привели Вы - спасибо. Помню услышал первый раз с такой ленты Высоцкого и побежал покупать пленку, чтоб переписать. Чистой пленки в магазинах тогда - конец 60-х - не продавалось, но были на любой вкус - или без него - записи песен советских композиторов. Купил и на них писал потом первую свою коллецию Высоцкого.
А до того в начале 60-х так же вот услышал "Всю ночь кричали петухи и шеями махали, как будто новые стихи, закрыв глаза читали... " от Окуджавы. Тока тогда еще магнитофон был совсем уж роскошью. Так что сам то подрос до него только к Высоцкому.
Вырвался на день из лесу в соседний городок, где был пединститут. Собирался забежать там на кафедру иностранных языков и купить у лаборанта право переписать себе на переносной - первый кажется в стране - катушечный магнитофон "Романтик" какой-либо из их лингафонных курсов английского.
Cтою - жду в коридоре - пока тот лаборант вернется с обеденного перерыва. Но и слышу при том какие-то совсем необычного мотива - и уж тем более содержания - песни из той его каморки лингафонной доносятся. Прислушался и ... "поплыл".
Словом, к моменту когда тот лаборант наконец вернулся, я уже забыл про цель приезда и попросил его переписать мне все его кассеты с теми - странного звучания - песнями. Он недоверчиыо посмотрел на мой переносной магнитофон и спрашивает:
- Пленки то у тебя хватит?
- А сколько потребуется?
- У тебя ж они маленькие. Наверное штук пять-семь ...
Побежал я в магазин Культтовары за пленкой. Чистых пленок тогда не продавали, а потому закупил всю имевшуюся у них коллекцию "Песен советских композиторов"...
Приехал к себе в общагу, врубил как водится на всю громкость и сижу слушаю: "В заповедных и дремучих страшных муромских лесах всяка нечисть ходит тучей и в прохожих сеет страх ... "
Остальное видимо понятно. Через неделю вся лейтенантская та общага ревела из всех окон -- для всего гарнизона гвардейской [...] дивизии -- магнитофонами самых разных советских марок, но ото всюду только одно: "... парус, порвали парус, ...", "... сегодня Нинка соглашается, сегодня жизнь моя решается...", "..., но капитан нам шлет условный знак: еще не вечер ..."
Так по-видимому - или почти так - но происходило по всей стране. Высоцкий шел по стране - официально никем не признаваемый и потому формально говоря "никому не известный" - бесчисленных маршрутов тропками несчетное же и число раз переписанных копий магнитоофонных пленок.
Это случислось в ту пору как внезапное возникшее в небе видЕние - у каждого из его слушателей свое, но и при том на удивление одинаково всем близкое - "другого мира".
Нынче этого впрочем никому не понять.
Даже и вообразить никто не смог бы уверен нынче что это такое было для "простого советского человека", окончательно к тому времени уже замороченного круглосуточной жвачкой казенно- официального искусства, услышать вдруг где-то за стенкой общаги, или с кухни коммунальной квартиры, а то и просто из окна соседнего дома ... живой голос неравнодушного, безусловно умного, но и при том всем понятного поэта.
Не знаю, обращал ли кто-то внимание, но дистанция по шкале времени от Пушкина до Высоцкого - ровно 100 лет.
-
1837 год - погиб Пушкин.
1938 год - родился Высоцкий.
Высоцкий ушел из жизни в 1980 году ...