Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Categories:

Высоцкий, 30 лет спустя - метроном исторической памяти

советской эпохи

Сегодня - поколение спустя после того момента когда однажды буквально в одночасье советская Атлантида рухнула в воды необратимо полного ее забвения (только обломки случайных источников мифов, как правило абсолютно нелепые, о той эпохе плавают нынче на поверхности пены об том "памяти") единственно сохранивщийся культурный пласт по имени "Высоцкий" работает теперь уже в исторически зеркальной его плоскости.

Поскольку песни Высоцкого резонировали последние четверть века эпохи СССР в решительно всех общественных слоях того времни населения страны, то нынче это по сути единственный оказывается источник достоверных о духе той эпохи знаний.

Ничего - абсолютно при том ничего - с той поры не осталось, но и главное что в силу исторических особенностей того времени (жесткая цензура публикаций в стране на всех без исключений уровнях) не могло остаться.

Все что сегодня остается потому исследователям советской эпохи - многократно верифицированный лично каждым из миллионов современников факт безупречной подлинности исторических документов одного и только источника - "песен Высоцкого". Но и это все. Ничего кроме.

Ho cначала о социально-политических условиях в которых феномен Высоцкого собственно только и мог наверное возникнуть.

Тоталитарно-политического давления - cамого по себе - конечно же не достаточно для формирования великого поэта.

Хотя и конечно необходимое это условие. Понятно наверное и почему так.

Только в "мрачную эпоху царизма" мог выкристаллизоваться - и стать многим из современников очевидным - гений Пушкина.

"Пик застоя" в стране "развитогу социализма" породил в искусстве следующее - масштаба Пущкина - явление по имени Высоцкий.

Однако понятно видимо и то что уровень "давления несвободы" на личность не должен при этом превышать некоторых критических для системы в целом пределов.

Та же эпоха Сталина, к примеру - или чуть далее назал если отмотать страницы истории, то Грозного - просто выжигала в буквальном смысле этого слова дотла все вероятные ростки обсуждаемого явления.

Соответственно же и к известному о том выражению, что "лошади и поэты должны быть сыты, но не закормлены", cледовало б потому добавить еще по крайней мере одно условие.

Более полная формула необходимых для эпохи вызревания поэта условий звучала б тогда более определенно: ... должны быть живы, сыты, но не закормлены.

Последнее из трех условий поясняет, кроме прочего, почему не может появиться Поэт вне эпохи "голодного" - на поощрение в стране cвободных искусств - периода истории.

Однако, кроме особого рода социально-политической обстановки в обществе, необходимым условием порой оказывается и сложишийся (общедоступный) в обществе - к моменту прорезания таланта будущего гения - технический уровень для обеспечения средств его самовыражения.

Простой к тому - и соотвественно же риторический - вопрос. Узнал б хоть кто-то в стране - кроме узко-элитарной группы столичных интеллигентов и примазывавшихся к ним тогда нижнего слоя партаппаратчиков - про хоть сам то по себе факт существования в стране Высоцкого, если б советская промышленность не успела так кстати освоить к началу 60-х годов массовое производство ... бытовых катушечных магнитофонов?

Ровно 11 лет наза - в июле 1999 года - зашел на эту тему онлайновый вот также в Сети у нас разговор (тогда мой сетевой ник был "Out"):

    Out 07/08/1999, 23:12

      >Трурль 07/08/1999, 16:37 Судя по эффектам, вызванным в Советской Стране катушечным магнитофоном, ...
    ------

    Удивительно точный образ с катушечным магнитофоном, который изменил страну, господин Трурль, привели Вы - спасибо. Помню услышал первый раз с такой ленты Высоцкого и побежал покупать пленку, чтоб переписать. Чистой пленки в магазинах тогда - конец 60-х - не продавалось, но были на любой вкус - или без него - записи песен советских композиторов. Купил и на них писал потом первую свою коллецию Высоцкого.

    А до того в начале 60-х так же вот услышал "Всю ночь кричали петухи и шеями махали, как будто новые стихи, закрыв глаза читали... " от Окуджавы. Тока тогда еще магнитофон был совсем уж роскошью. Так что сам то подрос до него только к Высоцкому.

Как сей час помню момент своего лично приобщения к абсолютно новому пласту до того никому в стране неизвестного культурного слоя. Было это в 1967 году.

Вырвался на день из лесу в соседний городок, где был пединститут. Собирался забежать там на кафедру иностранных языков и купить у лаборанта право переписать себе на переносной - первый кажется в стране - катушечный магнитофон "Романтик" какой-либо из их лингафонных курсов английского.

Cтою - жду в коридоре - пока тот лаборант вернется с обеденного перерыва. Но и слышу при том какие-то совсем необычного мотива - и уж тем более содержания - песни из той его каморки лингафонной доносятся. Прислушался и ... "поплыл".

Словом, к моменту когда тот лаборант наконец вернулся, я уже забыл про цель приезда и попросил его переписать мне все его кассеты с теми - странного звучания - песнями. Он недоверчиыо посмотрел на мой переносной магнитофон и спрашивает:

- Пленки то у тебя хватит?
- А сколько потребуется?
- У тебя ж они маленькие. Наверное штук пять-семь ...

Побежал я в магазин Культтовары за пленкой. Чистых пленок тогда не продавали, а потому закупил всю имевшуюся у них коллекцию "Песен советских композиторов"...

Приехал к себе в общагу, врубил как водится на всю громкость и сижу слушаю: "В заповедных и дремучих страшных муромских лесах всяка нечисть ходит тучей и в прохожих сеет страх ... "

Остальное видимо понятно. Через неделю вся лейтенантская та общага ревела из всех окон -- для всего гарнизона гвардейской [...] дивизии -- магнитофонами самых разных советских марок, но ото всюду только одно: "... парус, порвали парус, ...", "... сегодня Нинка соглашается, сегодня жизнь моя решается...", "..., но капитан нам шлет условный знак: еще не вечер ..."

Так по-видимому - или почти так - но происходило по всей стране. Высоцкий шел по стране - официально никем не признаваемый и потому формально говоря "никому не известный" - бесчисленных маршрутов тропками несчетное же и число раз переписанных копий магнитоофонных пленок.

Это случислось в ту пору как внезапное возникшее в небе видЕние - у каждого из его слушателей свое, но и при том на удивление одинаково всем близкое - "другого мира".

Нынче этого впрочем никому не понять.

Даже и вообразить никто не смог бы уверен нынче что это такое было для "простого советского человека", окончательно к тому времени уже замороченного круглосуточной жвачкой казенно- официального искусства, услышать вдруг где-то за стенкой общаги, или с кухни коммунальной квартиры, а то и просто из окна соседнего дома ... живой голос неравнодушного, безусловно умного, но и при том всем понятного поэта.

Не знаю, обращал ли кто-то внимание, но дистанция по шкале времени от Пушкина до Высоцкого - ровно 100 лет.

    1837 год - погиб Пушкин. 1938 год - родился Высоцкий.

Высоцкий ушел из жизни в 1980 году ...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments