- Выстрел грянет - ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне неживой лежит ...
(c)
Drone это слэнговое название беспилотника. Он может быть вооружен, если приписан к Вооруженным силам, или же - в иных областях приложений - оснащен разного рода имерительными приборами, но чаще всего оптикой. Невооруженные беспилотники применяются нынче в самых разных областях охраны правопорядка Америки: например в наблюдении за состоянием границы с Мексикой, а полиция того же скажем ЛА применяет их для наблюдение за неспокойными районами города и т.п.
Далее в этом сообщении речь про особенности - с точки зрения "человеческого фактора" - военного профиля применения беспилотников и при том непосредстенно в огневых контактах с противником. Заголовок нижецитируемой статьи: Еше 10 погибших в ходе продолжающейся Drone Войны над Пакистаном.
Говоря о растущей эффективности применения беспилотников, генерал Petraeus сообщил в своем интервью Ассошиэтид Пресс: "It is hugely important that three of 20 extremist leaders have been killed in recent months" by the killer drones extremist leaders (крайне важно отметить что 3 из 20 extremist leaders были убиты в этом месяце огнем с беспилотников).
При этом одна из главных особенностей текущего этапа применений беспилотников в боевых порядках пехоты заключается в том, что непосредственно управляющий такой машиной оператор часто находится даже и не просто вне поля боя над которым кружит его Drone, но и вообще на другой стороне Земли.
По мере расширения масштабов военных операций с участием Drones, но и главное что роста общего их парка - нынче исчисляемого тысячами машин - начинают пробиваться в область открытых об том дискуссий также и некоторые с тем связанные психологические проблемы их пилотирования.
В частности обозначились признаки опасного отставания военного крыла наук цикла прикладной психологии от требований ВС США в части развития техники поддержки операторов "беспилотных штурмовиков" в пост-стрессовых у них все чаще наблюдаемых состояниях.
Кратко если можно будет тут пояснить, то о чем в данном случае речь. Все до сих пор известные средства психологической поддержки пост-стрессовых ситуаций у военнослужащих как правило относятся к периоду возвращения домой на базу в США отвоеваших очередной свой тур далеко за морем - в той или иной горячей точке - солдат, маринс и т.д.
Насколько эти средства психологической поддержки оказываются эффективны - иной вопрос. Однако они по крайней мере существуют и страждущие - или те кого к таковым почему-либо отнесут отцы-командиры - могут к ним обращаться.
Меж тем повседневные реалии пилотов беспилотных боевых машин до сих пор похоже что оставались и вовсе вне внимания высокой психологической "науки о стрессах и постстрессовых состояниях".
При том что психологические нагрузки им иногда выпадают очень даже нешуточные. Человек позавтракал в кругу семьи и вышел из дома. Несколько минут в дороге и он на базе (допустим в Неваде). Принял смену. Его drone как правило работает круглосуточно и потому оператор входит в бой - вполне реальный при чем, а не игровой природы - нередко с порога...
На его глазах случается что гибнут друзья - на другой стороне планеты - и он не всегда может им помочь. Он атакует противника и бывает притом видит - как результат непосредственно его действий - гибель людей из состава участников боя "с той стороны".
Потом его смена кончается и он едет в ... школу забирать детей. Дома жена пилит что он вчера опять пропустил родительское собрание у младшего ребенка. А в голове у него меж тем продолжают вращаться поднятые взрывом части тел тех трех - из коллатеральных потерь со стороны противника - о которых только что сообщалос в вечернем выпуске новостей...
Это - выше, что написал - сумбурные впечатления, замешанные к тому же и еще на собственных измышлениях, от выступления П. Зингера (Peter Warren Singer is Senior Fellow and Director of the 21st Century Defense Initiative at the Brookings Institution), автора книги Wired for War. Ниже приведу еще некоторые из той же книги картинки: