Это продолжение темы, обсуждавшейся в комментах к сообщению: "Информационная блокада Америки" - как СМИ тащат Обаму в Белый дом".
Моя точка зрения действительная такая, какой она выше изложена была. Высказывал ее тут в дневнике и ранее по самым разным поводам. А именно, полагаю, что общей тенденцией читательского восприятия текущих событий управляет общий фон доминирующих в СМИ заголовков.
Согласно моему пониманию процесса чтения массовым потребителем новостной продукции, оно осуществляется в три этапа.
-
1) Сканирование заголовков.
2) Попытка понять - из подзаголовка - о чем это, если (!) заголовок чем-то привлек внимание, но оставил вопрос требующий уточнения о характере события.
3) Чтение статьи в случае если п.1 и 2 породили к тому интерес.
На том игра - вышеобсуждаемая - и строится. Никто не будет в СМИ физически прятать инофрмацию, да это и не надо. При том информационном потоке который ежедневно обрущивается на людей всего лишь достаточнео манипулировать уровнями ее подачи. Политических событий, информация о которых не попадает в заголовки новостей ... в массовом сознании американских избирателей не существует.
Во всяком для текущего знака изменения настроений населения страны в целом это работает именно так.
____
В качестве примера иллюстрирующего вышеизложенные тезисы про иерархию восприятия массовой аудиторией информации по пирамиде ее доступности - 1)заголовок, 2)аннотация, 3)основной текст сообщения - воспроизведу здесь фрагмент сообщения совсем другой тематики (никак не связанной с предвыборной борьбой в Америке), в котором однако был мне еще много лет назад аналогичный повод пояснять те же самые принципы рутинно долгие годы исполняемой игры лево-либеральных медиа, постоянно фильтрующих - угодным им образом - новостную информацию.
Департамент здравоохранения Агенства
Рейтер распостранил пресс релиз о
впечатляющих в своей убедительности
выводах, которые по существу закрывают
дискуссию между сторонниками разрешения
гражданам владеть оружием и их оппонентами,
призывающими постоянно наращивать разного
рода препоны для оружиевладельцев в США.
Заголовок сообщения говорит сам за себя:
US States with More Gun Owners Have More Murders
( "В тех штатах, где больше оружия у
населения, там и больше убийств совершается")
Какие еще могут быть после того
сомнения? Dr. Matthew Miller of Harvard School of Public Health in
Boston, Massachusetts сообщает миру о том, что
исполненные в этом храме высокой науки
исследования, ясно показали, что в 6 штатах
Америки, где согласно данным переписи имеют
народ более иных оружия на руках,
вероятность пасть от огнестрельного
ранения в несколько раз выше чем в 6
штатах из нижней по этому параметру части
списка в 50 американских штатов. Более того,
и вообще расклад общего числа убийств по
указанным группам соспоставляемых штатов
такого же по смыслу результатов
оказывается.
О чем далее то разговаривать? Вывод сам по
себе напрашивается. Раличаются то
результаты ведь в разы! Но именно это видимо
и подсказало "ученым", сделавшим
такого рода очередное сенсационное
открытие, что их могут вскорости побить
коллеги и может быть даже больно. Если бы
разница была скажем на 15-25 процентов, то и
опубликовали б свои результаты они - как и
до них многие - без каких оговорок. Но в
данном случае решили фиговый листочек все-таки
внизу текста прилепить. То есть понимали
видимо авторы, что их куда как смелые выводы
над тривиального по сути смысла
статистикой будут многим немедленно же и
напоминать аналогичный по общему смыслу
академический опыт. Суть его состоит в том,
что бы доказать многим все еще неочвидный
факт - тараканы слышат ... ногами.
Экспериментальное доказательство:
-
1) Берем любого средних размеров, но
только желательно чтобы он был рыжим,
таракана и кладем его на лабораторный
стол. Стучим по столу - таракан услышал и
убегает.
2)Ловим таракана этого, отрываем ему ноги и снова кладем на прежнее место. Стучим - таракан неподвижен. Стучим еще раз - он остается неподвижен.
Поэтому авторы опубликованного ведущим в Америке СМИ статистического исследования, в конце самом своих глубокомысленных выводов, вскользь но замечают, что оно конечно может быть все и не так. По разному дескать можно ихние цифпы интерпретировать. А именно, что в штатах, где больше совершается убийств, там люди и более оказываются озабочены своей безопасностью на личном уже уровне и больше соответственно покупают в личное пользование оружия.
Что называется, кто бы мог подумать? А то этим авторам заказного исследования не ведомо, что как только народ видит чего-то в Америке, с чем правительство не справляется, то и тут же берет штурвал на себя. Уже выше отмечалось в этом самом контексте, что 911 американцы именно так дружно и враз все реагировали: не может правитлеьство нас защищать, увы, придется самим. Пошли покупать американские флаги и оружие. Продавалось все в тех же самых лавках оружейных. У тех сразу оброт в разы тогда вздулся. Так что марсианские исследователи могли бы по цифрам закупок оружия во втором полугодии 2001 года заключить в своих марсианских об том статистиках, что событий 911 были вызваны массовой закупкой населением оружия. Не дали бы народу оружия закупать законодатели, то башни те в НЙ и никуда бы не упали. Ровно та самая логика - "схема таракана".
Потому те академические игроки в лукавую
цифру и оговорились в конце своего отчета,
что увы все ровно наоброт тоже может быть.
Иными словами, вот вам господа цифры, выводы
с них могут быть любые - какие хошь - но цифры
красивые, согласитесь.Рыжий таракан -
красавЕц. Не зря хлеб сидим жуем - заказ
высоких организаций в университет чтобы со
сложной проблемой научно разобраться
отработали.
Однако не все так нейтрально, разумеется,
как оно может показаться читателю, котрый
прочтет вникая во все детали изложние этого
пресс-релиза на актуальную тему. Дело в том,
что тот самый "фиговый листочек" с
пояснениями истинного смысла объявленного
вывода чтобы увидеть, надо во-первых
сначала кликнуть - после аннотации
онлайновой с броским (см. выше) заголовком,
который уже вроде и не оставляет сомнений
ни в чем - на другую страничку чтобы перейти
к полному тексту. И только в конце его можно
будет те пояснения, фактически полностью
тот заголовок дезавуирующие, отыскать и
попытаться понять.
Теперь вопрос на собразительность:
1) Какой процент потребителей информации АР ( а это почти все газеты и пр. СМИ американские, и не только) прочтет только заголовок и не будет даже вникать в аннотацию под ним, так как решит что из заголовка ему и так все ясно, а время тратить на разглядыывание наукообразных пояснений ему вовсе даже не надо ?
2)Какой процент прочитает все-таки аннотацию и окончательно убедится, что все так, как гласит заголовок?
3) Какой процент хотя бы просто кликнет по линку для посещения страницы с полным уже текстом этого пресс-релиза?
4)Какой процент сумеет при попытке читать подробности добраться до последних фраз той страницы, с тем самым - поясняющим сумления авторов - фиговым листком;
5)Какой процент в конечном итоге - задумавшись над тем фиговым листком - собразит, что вывод в заголовке предложенный, не верен; а сам пресс-релиз по смыслу и вовсе пустой - ноль информации он несет, при условии, если понят правильно?
Предположение, наиболее на мой взгляд,
реалистичное:
-
-один из 10, из тех кто увидит все столь
ясно декларирующий заголовок заголовок,
заинтересуется подробностями и станет
читать аннотацию к той статье;
-один из 5 среди тех, кто прочтет аннотацию, кликнет по линку и заглянет на следующую страницу с подробными пояснениями;
- среди тех, кто туда заглянет один из трех дочитает до конца, сколько то вдумчиво, чтобы увидеть тот "фиговый листочек" с дезавуирующим заголок комментарием
- из тех, кто на тот листочек набрел вряд ли более чем каждый второй сумеет правильно понять суть его обтекаемых формулировок.
Иными словами только исчезающе малая часть - доли процента - из тех, кто узнал по заголовку ("US States with More Gun Owners Have More Murders") авторитетного новостного агенства, что большие ученые из солидного университета наконец-то даказали бесспорно смертельную связь между числом оружия у населения Америки населения и числом совершаемых убийств, увидят ту маленькую - в самом конце цитируемой агенством статьи - приписку авторов с пояснением, что ничего такого эти самые ученые на самом то деле не утверждают, а ровно даже наоброт - говорят, что и сами ничего не поняли, и потому выводы делайте господа сами и какие хотите.
Так - такими методами такой статистики - формируется общественная уверенность в том, что там, где меньше оружия - к примеру в Англии - там меньше и жертв преступников оказывается. На том - именно на такого рода "доказательствах" - вся сколько то известная аргументация сторонников запретов легальной продажи населению оружия обычно и строится. Приводятся иногда - редко но бывает - для тех же целей и вполне научно аккуратно оговоренные данные, но структура подачи материала в СМИ избирается такой, чтобы 99 процентов аудитории получили наперед заданный заказчиком публикации вывод, никак абсолютно - как то имеет место в данном случае - из характера исполненного исследования не вытекающий.
Огнестрельное оружие в домах американцев: фактические данные и статистические ловушкиЧисло аналогичных примеров можно множить но суть всегда остaется одинаковой. В сложившихся условиях "информационного взрыва" нет более уже никакой в том необходимости прятать неугодную информацию в стальные сейфы брежневских времен Главлита, а вполне достаточно просто упрятать ее на нижний уровень вышепомянутой пириамиды степени массовой доступности информации: 1)заголовок, 2) аннотация, 3) текст сообщения.
Последний - и по видимому из наиболее одиозных - пример когда политически важнейшая для избирателй США новость о том какая партия голосовала в Конгрессе против первого пакета предложений о 700 млрд. долл для Уоллстрита была по факту скрыта от населения страны именно таким образом - ни одна из ведущих СМИ не включила этот факт в заголовок посвященной голосованию "новости".
Однако важно понимать что хотя это все - подобного рода однонаправленная в пользу Обамы фильтрация новостного потока - происходит в Америке постоянно с самого начала избирательной кампании, было бы большой наивностью предполагать что в ноябре - после выборов - это все закончится...