Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

"Взлет труден, полет приятен, посадка опасна"

- постоянно по разным поводам напоминал здесь читателям эту выношенную тяжким - порой трагическим - опытом пословицу многих поколений авиаторов (с довоенной поры популярна она была в отрасли, и возможно потому чаще иных обычно ссылаются на высказывание о том Чкалова).

Однако относящихся к тому цифровых данных не встречал. В советскую пору и вообще никая статистика авиапромышленности не была доступна в СМИ, а позднее и повода особо серьезного, чтобы специально то искать, кажется не возникало. И тем ни менее любопытно было иногда - когда в очередной раз цитировал то высказывание давней поры - попытаться сравнить с нонешним состоянием распределения аваикатастроф по все тем же трем фазам полета. Оказалась б современная формулировка заметно отличной от чкаловской?

В комментах к одному из последних по времени сообщений вопрос этот всплыл снова и показался мне особенно интересным в том контексте, чтобы попытаться еще раз проиллюстрировать таким образом в какой степени изменились - если и вообще - принципиально базовые устои отрасли с романтической в истории авиации эпохи Чкалова до наших дней.

Потому-то и попытался сходу - в темпе продолжавшейся дискуссиии - хоть что-то сразу гуглить.

Первое что попалось тогда на глаза - нижеприводимая картинка - которая на первый взгляд давала основания полагать, что увы по-видимому мало что изменилось с эпохи рекордных полетов Валерия Чкалов в вышецитированном распределении вероятностей авиакатастроф по 3 основным этапам полета:


На днях встретил также и следующее - все к тому же - цифровое напоминие о раскладе риска по все тем же трем фазам полета в статье, посвященной состоянию бехопасности полетов в легкомоторной авиации:

    The most dangerous phases of flight are take-off and initial climb (which account for 20% of fatalities, despite amounting to just 2% of the duration of a typical flight), and final approach and landing (36% of fatalities during 4% of flight duration).

    Самые опасные фазы полета это взлет с относящимся к нему набором высоты (на которыую фазу приходится 20% всех погибших [в авиакатастрофах], хотя занимает он лишь 2% общего времени типового полета) и этап снижения [для захода на посадку] и посадки (36% от всех погибших, при том что на этот этап приходится 4% от времени полета).

    Quit stalling: Towards the crash-proof aeroplane. Aug 15th 2015


Иными словами, если полагаться на данные журнала Economist от 15 августа 2015 г. то оказывается, что на взлет и посадку, которые занимают в среднем 6% времени полета, все еще приходится более половины - 56% - всех погибших в авиакатастрофах.

При этом на взлете погибают 20%, а на посадке почти в два раза больше - 36%.

"... посадка опасна". Да, похоже что и сегодня тоже, как то было и в эпоху Чкалова, посадка остается самым опасным этапом полета.
__

Примечание: Как нетрудно заметить из сравнения данных на вышеприведенной картинке и обсуждаемых затем данных статьи калифорнийского автора в английском журнале Economist, расхождения в оценках весьма значительны. Согласно картинке, на взлет приходится 10% погибших, а на посадке погибают 40%.

Интервал времени на котром собиралась статистика для картинки там же и приводится: 2014-2013. Тогда как для статистики, опубликованной в Economist, врямя когда она собиралась для анализа, в статье не упоминается, и уже потому хотя бы трудно было б делать какие-либо заключения по их сравнению.

Кроме того, как то ясно видно из обсуждаемой картинки, соотношение той части набора высоты и снжения, которые тот или иной автор решит включать соотвественно же в этап взлета/посадки, а какой оставит "полету" оказывается в значительной степени если и не совсем произвольным, то видимо в значительной степени на "усмотрение автора".

Ничего в том удивительного впрочем нет. Практически для любого предмета статистического анализа - сопоставимой мнофакторно его сложности - подобного рода расхождения в методах оценки статистических данных, а соответственно же их итогах, имеют место.

Потому то и отмечал ровно это - вполне ожидаемое - обстоятельство в предшествующем данной темы сообщении, когда первый раз тут цитировал вышеприведенную картинку: "... статистика увы бывает разная а порой и слишком даже "разная" чтобы ей доверять вслепую. Накопать бы побольше источников для сравнения если, то наверное удалось б прийти к взаимно убедительным выводам".

Был бы и потому тоже признателен читателям кому возможно также, как вот и мне только что, попадется какая-либо цифровая информация по данной теме, потому как хотя и заведомо понятно, что все источники будут разумеется давать разные оценки, но и столь же наверное понятно, что чем больше источников цифровых данных одной темы, тем эффективнее обычно оказываются попытки уловить общее направление развития обсуждаемой тенденции.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments