Григорий Громов (abcdefgh) wrote,
Григорий Громов
abcdefgh

Эпистолярный раздел архива дискуссий по теме легкомоторной авиации

cocтоит из писем, которыми пояснял содержание своих сообщений по данной теме. Это продолжение. Начало см. Архив дискуссий по теме легкомоторной авиации, состоявшихся тут в течение мая / начала июня.

    ___
    May 28 Концептуальная база механизма извлечения неформализованных знаний пилотов STOL об их поведении на этапах взлета и посадки:
    http://www.netvalley.com/library/autoformalization/auotof_MPSS_3_86/Autoformalisation_MPSS_3_1986_p_80_91_scan.htm

    ___
    May 30 В сегодняшнем эссе [в сообщении дневника] пояснил ...

      Выбор удовлетворительно приемлемого места посадки - по самым разным соображениям. а вовсе не только погодных к тому условий - едва ли и не вообще самая важная из повседневно решаемых пилотом задач.

      В том, кроме разумеется и много чего еще, как раз и состоят те дополнительные преимущества для пилотов легкомоторной авиации, которые ожидают они от самолета класса SuperSTOL. Резко расширяется таким образом для пилота возможность выбора приемлемого - по соображениям в первую очередь безопасности пилота и пассажиров - места посадки в малознакомой местности.

      Чем короче минимально потребная для приземления полоса, тем соответственно же и пропорционально меньше риск того, что какая-либо из плохо различимых с воздуха малоприятных неожиданность ожидает самолет на этапе его пробега по земле.

    Не пояснял в жж про взлет, но там в сущности то же самое хоть и несколько менее критично потому что можно в приципе казалось б посмотреть перед взлетом куда самолет побежит. И тем ни менее пропорция и в этом случае увы все та же будет: Длиннее пробег - больше риск.

    Вспомните, что именно остановило трансаталантические рейсы сверхзвукового Конкорда. Сколько лет без единой issue летал... От чего сгорел? "Железяка ..." оказалось что валялась на полосе. На той полосе которую трут до блеска французы по многу раз в день.

    Понятно ожидать на той "полосе" в совершенно незнакомой всякий раз пилоту ... местности можно что угодно. Чем короче разбег, тем спокойнЕе...

    Иными словами, SuperSTOL концепт позволяет надеяться на возможность создания заметно более безопасных - по интегральному показателю безопасности полетов - самолетов в классе легкомоторной авиации...
    ___
    May 30 Все остальное будет зависеть от характера задачи, на которую та или иная версия самолета сопоставимого веса будет ориентирована. Постоянным останется предельно малый - в обсуждаемой категории самолетов - "пятачок", на который они в среднем садятся.

    Могут быть случаи каких-либо внеполетно заштатных вдруг погодных условий в месте запланированной по вызову посадочной площадки, когда самолет потому пробежит не 7-10 а все 15 метров, однако в среднем - в относительно нормальных условиях авионика его сажает в квадраты со сторонами не более 10 м.

    ... Цель - создать простейший в управлении но и кроме того начисто снимающий риск ошибочных действий пилота самолет, который невозможно ни свалить в штопор, ни ткнуть в дерево при посадке и т.д.

    Пилот выбирает место посадки а авионика решает все остальеые задачи и в том числе техники безопасности на избранном пилотом месте посадки. В случае крайней необходимости пилот отключает авионику и сажает уже тогда протокольно на свой страх и риск...

    Еще раз, это будет самолет - в базовой его конфигурации - самый простой в управлении (в идеале проще чем управление автомобилем) и всего лишь наиболее безопасный по главному критерию (взлет / посадка) безопасности полетов из всех до сих пор известных летательных аппаратов тяжелее воздуха.

    Поэтому этот самолет получит соответсвенно же и первую в мире лицензию на право им управления пилоту прослушавшему несколько часов (ну хорошо пусть дней) инструктивных лекции, сопровождаемых практическими занятиями на игрового типа тренажерах, и исполневшему затем недельный курс ежедневных полетов под наблюдением инструктора.

    Затем следуют уже в любое время исполняемые - по согласованию с летной школой - самостоятельные полеты курсанта под телеметрически контролируемые с земли инструктором советы и наставления. Это все.

    За меннее чем месяц и две-три тысячи долл. подготовки получает "жена ... посла" или любая иная американскую лицензию пилота...

    Соответственно и реклама: Первый в мире "дамский самолет", на котром впрочем сможет летать и муж тоже, если жена позволит. Главное условие, чтобы чтобы не повредил грубиян бархатное кресло пилота.
    __
    Все остальные конфигурации ... по рыночной ситуации.

    Еще раз общие параметры с позиции взгляда на машину дилера, а соотвествтенно же и рекламы: самый простой в управлении и наиболее экономичный прогулочный самолет. За час любования с неба окружающей ваш дом природой самолет израсходует лишь около [...] галлонов. Садится/взлетает обычно внутри площадки в 30-50 футов. Посадку и взлет осуществляет ... бортовой компьютер...
    __
    Jun 1 ... Мне представляется что начинаться должна эта самая первого уровня (в ядре проекта которая) реализация голубой мечты поколений летунов с совершенно им не интересной машины "прогулочного" типа, которая уверенно стабильно - вне зависимости от мастерства пилота - взлетает и садится наиболее безопасным образом (минимально нынче достижимый потому как риск на пробеге у ней оказывается как при старте, так и при посадке).

    [Разговор возвращается к теме катастрофы Конкорда] Последствия ни одной из катастроф никогда не имели одного "опекуна" - их всегда и везде пирамида заинтересованных в реализации сложившихся обстоятелств лиц и организаций оказывалась.

    Разумеется и политический рычаг тоже сработал при закрытии сверхзвукового коридора NY<-->EU. Однако точкой старта тому трагическому процессу оказалась все же именно так "железяка уева"...

    ... Ситуация когда в качестве last resort машину сажает человек имеющий крайне незначительный вообще говоря к тому опыт, а то и вовсе без оного, увы, не уникальна и полностью исключить ее принципиально не возможно, что опять же уверен прекрасно понимаете.

    Создать самолет для которого вероятность такого события, когда "дамочка" им управляющая, отключает авионику и сажает/ломает машину, будет на порядки меньше вероятности для любого другого самолета в аналогичной ситуации гарантированно разбиться - как раз и есть корневая суть той части задачи, которая будет решаться на соотвествущем этапе развития проекта, далеко впрочем не первом...
    ___
    Jun 1 5. Про "дамский самолетик", который уютно прислонился оперением к стенке забора в углу заднего двора mansion.

    Сделать такой версии прогулочный самолет вертикального взлета, уровня безопасности на нем полетов не выше, а может быть со временем и ниже, чем на автодорогах сегодня оказывается управление автомобилем, принципиально можно.

    Прижать его затем к верхней части ценового диапазона электромобиля Тесла будет конечно же несколько труднее - а точнее сказать больше средств и времени для раскочегаривания производства потребуется - но тоже можно.

    Лучше от того станет именно что для всех, а вовсе не только для класса [наиболее состоятельных из числа вертоятных покупателей] ... и их разного по жизни уровня квалификации "подруг". Потому как на этом пути будет вынужденно решен ряд важнейших для развития обсуждаемой отрасли задач.

    Однако это все следующие - на данном этапе загоризонтные - уровни развития проекта. Сей час стоит задача выкатить за год-два - не позднее - на демонстрационный полет нулевой конфигурации базовую модель небольшого самолета условно говоря "вертикального взлета".

    Такие самолеты повидимому сегодня есть. Во всяком случае не похоже что все видео "дутые". Наверное взлетают и даже садятся. Однако никто не сомневается что далеко не "среднего уровня" там пилоты сидят.
    Отсюда и ядро первого этапа полета - авионика, которая поднимает и сажает такой самолет.

    Разумеется весь этот публично исполняемый эксперимент проходит в хорошую погоду на безупречно к тому оборудованной площадке, однако исполняется то он уже теперь любым - в том числе из числа случайно забредших - пилотов имеющих лицензию (безотносительно числа часов налета) ...
    ___
    Jun 1
    ... К программе развертывания работ по стартовому этапу проекта, в предположении что инвестор найден, почему-либо сам про все узнал и постучался (вероятность ноль, но из подобного рода "чудес" вся писаная часть история Долины состоит) возник или как иначе "объявился"...

      a) [приобретается] самолетоподобный (невертолетный то есть) дрон самого большого и тяжелого варианта из тех, что доступны на коммерчески всем открытом рынке...
      b)[приобретается лицензия] на право модернизировать того дрона авионику а также же ...договор на support программы модернизации к тому дрону.
      c)...разобравшись с потрохами той авионики, решать задачу формирования требований к алгоритму управления тягой двигателя необходимой для обеспчения нового для этого дрона режима работы в условиях SuperSTOL
      d)Выясняется что установленный на том дроне двигатель "не тянет", а соотвественно же и уточняется какой минимально тяги двигатель для того потребуется...

    ___
    Jun 1. ... [при этом] абсолютно безразличны "формулировки" того с чего начинать проект так как не [так уж легко бывает отыскать в истории стартапов] случая чтобы проект формулировался в терминах того что с него в итоге получилось.

    В случае конечной победы - впечатляюще убедительного для инвесторов ROI - это абсолютно никого не интересует. В случае провала и тем более, так как опять же [трудно было б вспомнить случай] когда причиной развала стартапа оказалась бы какая-либо..."формулировка"
    ______
    Jun 1 ...Есть всем давно известные проблемы отрасли. С какой стороны начинать их решать можно разумеется дискутировать, однако это все не принципиально. Самолет вертикального взлета о котром говорим, не взлетает вертикально, а рассматривается это как асимптотическое приближение к идеальному в пределе решению: 100м,50,...10...5...

    Лишний метр отыграли, вероятность [напороться на пробеге по земле на что-то типа вышепомянутой] "железяки ..." упала на следующую долю %

    Цель ... усилий - снижение вероятности фатального исхода посадки, а не степень приближения к вертикальности взлета/посадки.

    Снижение вероятности аварии соотвественно же снижает барьер требования к пилоту и таким образом поэтапно сближает те требования с требованиями предъявляемыми к получению drive license. а значит и расширяет соотвественно число формируемых по итогам проекта сustomers

    В пределе получается в итоге "легковой самолет", который разумеется как и аналогичный автомобиль в свою очередь делится на классы: прогулочный кабриотлет, семейный вагон, .... "скорая помощь" ...
    ___
    Jun 3 [cовсем коротко, о чем до сих пор шла речь] ... самолет который наряду с рядом привлекательных самих по себе тактико-технических характеристик ... обладает также достаточно развитой авионикой, которая позволяет пилоту не только много более уверенно, надежно, а соотвественно же и менее для него утомительно управлять самолетом в полете, но и впервые для такого класса самолетов легкомоторной авиации позволяет в значительной степени автоматизировать наиболее опасные - особенно для недостаточно опытных пилотов - этапы взлета и посадки.
    _____
    Jun 4 ... Основной задачей по-прежнему полагал бы является показать миру что "легковой самолет" можно вогнать в почти те же пределы риска на "воздушной дороге" которые считают для себя приемлимыми водители легковых автомобилей на скоростных автострадах США...

    Это не значит что опыт летчика теряет в цене. Нет конечно. Это значит лишь то, что появился новый тип самолетов ориентированный наконец-то на в сам деле массового потребителя продуктов и сервисов авиапромышленности.

    Опыт пилота остается важным для выполнения его профессиональных обязанностей, но теперь уже никак не влияет на сравнительный с новичком уровень аварийности их самолетов у земли. В самолетах, [оборудованных вышеописанных характеристик] авионикой не влияет.

По ходу обсуждения высказывалось участником развернувшейся дискусии мнение что более эффективным решением вышепоставленных задач может оказаться другой тип полетов, вовсе не на самолете. Мне все еще представляется что вышеописанная задача несопоставимо более красиво решается для самолета, чем для какого-либо из альтернативных тому летательных аппаратов. Красивее - на мой взгляд - летают птицы чем кто-либо еще ...

Однако, это всего лишь мое лично - узко эстетического взгляда на задачу- мнение, из котрого вовсе не вытекает, что стал бы по этой причине недооценивать альтернативные к вышеописанным подходы к решению все той же - вышесформулированной - задачи создания летающей машины "легкового" класса с уровнем безопасности и простотой управления конкурентной с существующими ныне "легковыми автомобилями".

Каким в итоге окажется решение, на чем именно наконец-то выйдет человек в повседневные для него поездки в 3-е измерение - оторвется от сложившей сети автодорог - в обсуждаемом контексте абсолютно безразлично.

На чем угодно пусть наконец-то полетит - хоть на метле - при условии что обеспечит авионика той условно говоря "метлы" решение вышепоставленных задач безопасности полетов и простоты управления наиболее массовым той машины лётчиком/"водителем метлы"/пилотом/"чертом в ступе"/ ... хоть горшком назови ...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments