Григорий Громов ([info]abcdefgh) wrote,
@ 2003-05-17 10:40:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Техника объективности: "учись работать без отмычек"
[info]agfoxx рассказывает об одном с последних эпизодов своей работы на ВВС и задает многим видимо интересный - постоянно по разным же и поводам всплывающий в дискуссиях - вопрос:
Это нормальная для обсуждаемой ситуации иллюзия самовнушения. Потому что на самом то деле помянутого рода сбалансированность и честность журналиста теоретически недостижима по вполне прозрачным даже и психологическим только - не говоря про остальные, куда как более весомые - причинам. Так в жизни не бывает.

Объективно вещать к примеру про футбольный матч могут только те, кто принципиально никогда этим спортом не интересовался и гордо не понимает поэтому ничего в футболе. Такой журналист в состоянии потому сообщить - безупречно честно - какой счет на табло увидел и сколько приблизительно, по его оценкам в этом случае совершенно объективным, было игроков на поле. Еще может быть уточнит - и вновь совершенно честно - в какие майки одеты были наиболее ему приметными показавшиеся игроки обоих команд.

Беспристрастно же освещать войну .... - этого еще никому не удавалось. "Когда грохочут пушки, ..." или прицельно подрываемой глаза-в глаза бомбой рвут детей в автобусах школьных, на танцплощадках или толпу гуляющих вечером прохожих у пиццериии - нет, да и не может быть, никакой объективности. С первого абзаца репортажа о таком событии в газете, второй фразы в радионовостях, наугад избранной картинки видеоряда любого телеканала ясно становится на чьей стороне автор. Любой, кто утверждает обратное - настаивает, что журналист в такой ситуации остается беспристрастен - видимо всего лишь не задумывается, о чем рассуждает или ... обманывает. Иногда впрочем бывает, что обманывает ... самого себя - такое бывает - и это как раз видимо и называется "честный журналист", то есть такой, кто может честно обманывать самого себя, но чаще все-таки ... не себя.

При том, разумеется, рассматриваются, случаи, когда журналист в состоянии принимать собственное решение о способе подаче материала, а не следовать строго в створах заданных собственником СМИ. Впрочем, грубые ограничения - во всяком случае в западных СМИ - давно уже редкость. Обычный нынче способ создания наскрозь тенденциозной редакции отдела новостей - надлежащий подбор состава журналистов. Никому никаких указаний начальство в таком случае разумеется не дает. Зачем? Даже наоброт: делайте, господа, что хотите. Вы свободные люди, свободные честные журналисты в свободной стране...

Зачем давать какие-то указания, к примеру типовому леволиберальному журналисту, который буквально вскипает - порой даже и в частных беседах - коснись темы ему небезразличной демонстративно пылающим у него праведным гневом "объективности" по отношению к известно какой стороне БВ конфликта? Его же ведь именно потому - за эту самую, за версту видимую всем окружающим одну но пламенную страсть - в данное СМИ собственно и пригласили.

Комплектование штата СМИ наперед заданной ориентации журналистами - самый эффективный способ получения требуемого руководству СМИ вектора подачи новостей. Любой иной подход всего лишь менее эффективным оказывается. Ошиблись в выборе - заменили сотрудника. Никакой цензуры - вы что, господа, какая может быть цензура в либральном издании - обычная ротация кадров.

При необходимости же радикальной смены вектора политической ориентации СМИ - например по причине к примеру смены владельца СМИ - всего лишь происходит соответственно уже и массированная тогда смена состава "золотых перьев", ведущих комментаторов, полевых репортеров и т.д. И вновь - уже другой теперь состав, но и опять, как прежде, совершенно "честно" - подает уже совсем другие материлы и оценки событий той же по началу аудитории.

Никакого давления на твочески мыслящих людей в разумно организованной конторе быть не может - зачем, пусть трудятся только и исключительно по собственному у их к тому вдохновению и велению совести. Давно уже это в мире современных СМИ все поняли. Только внутренний "голос совести" самого журналиста диктует ему что именно и как сообщать своей аудитолрии о каждом очередном событии. Ничего кроме. Совершенно "честно" сообщения потому и подаются.


PS. Все та же - строго по О'Генри - "поросячья этика", но только уже в рамках общепринятой для западных СМИ технологий. Ничего кроме. Или - как о том же в сущности, но только еще на заре отечественного кинематографа объяснял приятелю известный персонаж из фильма "Праздник Св. Иоргена" - учись работать без отмычек.


(5 comments) - (Post a new comment)


[info]amddiffynfa
2003-05-17 01:48 pm UTC (link)
Vot imenno.

И не тыолько в СМИ. В хай-теке сколько я раз наблюдал. С кандидатом не говорят о политикe, ни в коем случае. Но с последней радио-теле-хохмочкой о датиим или о Биби - поделятся. Если со стороны интервьюируемого не будет солидарного ржанья - the guy's out.

В Союзе тоже, кстати, так бывало с подбором "своих". Только там "сообщали анекдот рпо абрамчиков".

(Reply to this) (Thread)


[info]abcdefgh
2003-05-17 05:57 pm UTC (link)
Все так. Но сам то писал о другом.

Вы напоминаете о том, что во многих областях - за пределами журналистики - взвешивают разные факторы, когда принимают на работу. Не только о профессиональных качествах кандидата на вакансию размышляют, но и об иных характеристиках, включая иногда и то, что выше отметили тоже. Это видимо нормально, потому что какому же руководителю не хочется спокойствия в скоем коллективе. Зачем возможные разногласия, если их можно еще на этапе выбора кандидатур избежать. Это Вы справедливо заметили. Но разговор вел о другом.

Подбор журналистов согласно избранному вектору политической ориентации СМИ это совсем другая задача. Тут имеется в виду именно что эффективность профессиональной деятельности в организации. Чем точнее совпадают внутренние убеждения или же даже личные предпочтения кандидата: колумниста в газете; "говорящей головы" (комментатора) на ТиВи, хоста радиопередачи, и т.д. - с требуемым владельцу СМИ углом атаки важнейшей для него темы, тем естественно эффективнее решается поставленная им задача воздействия на целевую аудиторию.

Качественно иная, согласитесь, в последнем случае ситуация по сравнению с помянутым Вами выше случаем подобра к примеру программиста, который, не только дело свое знает не хуже иных кандидатов, но - кроме того - также и в общении повседневном начальнику будет более приятен, потому как близкие взгляды на мир у них. Совсем разные задачи у них при том, хотя внешне иногда и могут наверное сходным образом смотреться.

Добавил бы только, что и общественно-политическую ориентацию приглашаемого в СМИ журналиста разумеется не на интервью, как у помянутого Вами программиста обиняками узнают, а задолго еще до того - именно что по самим по себе продуктам его работы: статьям, телепередачам и т.д.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vera_z
2003-05-18 12:47 am UTC (link)
да-да, все так. иногда используемый способ подбора кадров даже слишком бросается в глаза.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]amddiffynfa
2003-05-18 07:41 pm UTC (link)
Да, я тоже абсолютно согласен. Вы точНо обрисовали разницу. Опять же в хайтеке (Вы правы) бывает, что встретишь рядышком поселенца и коммуниста. Ничего, уживаются.

А в дополнение к Вашему тезису занятно посмотреть на редких и поэтому заметных перебежчиков "слева направо". Амнона Лорда, например, или Штайница.

(Reply to this) (Parent)


[info]aztech
2003-05-18 09:11 am UTC (link)
Это нормальная для обсуждаемой ситуации иллюзия самовнушения.
Не самая плохая иллюзия, между прочим. Абсолютной беспристрастности/объективности/как-хотите-ее-назовите достичь невозможно - абслютов не бывает. Но стремление к беспристрастности - уже само по себе неплохо.
Вы что, не замечали разницы в освещении той же иракской войны на Первом канале и на НТВ или ТВС? А если замечали, так к чему эта декларация? Журналист, который каждый день задумывается над тем, как звучит его материал и какие слова он использует (при этом честно стремится к сбалансированности, пусть, по-вашему, иллюзорной), в моих глазах на несколько порядков лучше того, который делает, что велят, и при этом, возможно, наступает на горло собственной песне. Те, которым даже не приходится наступать на горло песне за неимением таковой, вообще не обсуждаются.

Идеальных СМИ не бывает, но одни СМИ на голову лучше других.

Разумеется, этот рейтинг зависит от того, какую позицию занимаете вы сами. Ибо большинство аудитории, расколовшейся на красных и белых, будет косо смотреть на СМИ, которые ни за тех, ни за других. Срабатывает извечный мещанский принцип: кто не за нас, тот против нас. В такой ситуации СМИ, стремящиеся к непредвзятости, безусловно, выглядят не в лучшем для этого большинства свете. И мое уважение тем, кто при всем при этом делает свою работу честно.

Что же до ротации кадров, то в ЕС не так-то уж просто уволить сотрудника просто потому, что начальнику не нравится цвет его галстука. Могу рассказать подробнее, но не стану отнимать время :-)

(Reply to this)


(5 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…