Григорий Громов ([info]abcdefgh) wrote,

"Злоумышленник" - в цехе окончательной сборки - А. П. Чехов.



Это был первый самолет, который увидел сблизи - во всех его деталях сразу - на сборочных стапелях. Работал на том заводе - когда учился на первом курсе авиаинститута - слесарем в цехе окончательной сборки. Когда пришел в тот цех учеником слесаря, то и приставлен был к одному из старейших на стапелях спецов этого дела. Наша с ним задача была - сборка оборудования внутри мотогондолы, где движок под крылом сидит. Ни до чего внутри там не дотянешься и не видать потому обычно чего и как крутишь. Специальные к тому коленчатые ключи и пр. оснастка. Так вот в первый же день дал мне учитель задание - сиди и метчиком прорезай корончатые гайки. Сижу - кручу метчиком те гайки... А он берет их у меня и крепит уже ими - там внутри мотогондолы - всякое оборудование, которым движок обставлен. Работаю значит.

Тружусь с полным, как тогда и положено было, сознанием значительности исполняемой в техпроцессе своей лично к тому функции: "Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики..."" (c). Вдруг cлесарь-учитель больно меня толкает в бок локтем - стоп. Ты че, говорит, не видишь - военпред идет. Когда он ходит, ты не нарезай эти гайки. При нем - не надо....

Тут тока до меня дошло - чем занимаюсь. Это была такая специальная - самофиксирующаяся - гайка. Мало того, что она корончатая - с распилом верхней ее упругой кромки, которая врезается в болт при закручивании и препятствует таким образом потом ее свободному отворачиванию в условиях вибрации работающего двигателя. Акромя того, вся ее внутренняя резьба залита была фиброй. То есть, когда закручиваешь эту гайку на болт, то он всоей резьбой прорезает фибру и заклинивает таким образом возможность ее самоотворачивания.

Это все конечно хорошо конструктора придумали, но ... технологически процесс сборки продуман видимо как надо - в то время всяко еще - не был. Закрутить такую гайку в невидимой слесарю снутря всего оборудования мотогондолы ее позиции, да еще и без прямого туда руке даже доступа - крутил потому коленчатым ключом - было крайне трудно. Сколько он таких гаек мог закрутить за смену? А работа сдельная.

И наконец до того, как ее закручивать, любую гайку как известно еще наживить надо - одеть хоть на полвитка - на болт. А как это там сделать, если у нее нет этих полвитка - все залито фиброй? Самый страшный звук, который когда-то в то время слышал - это шелест падающей внутри мотогондолы гайки. При попытке ее наживить на болт она вдруг соскочила и упала куда-то. Оставить ее там где-то не пойми где нельзя, но и найти почти невозможно в том хитросплетении патрубков и приборов вокруг движка. Не просунешься туда и не увидеть ее никак тоже. Специальные приспособления гинекологической природы к тому изобретались в цеху для поиска и извлечения таких гаек потерянных.

Вот потому слесарь - тот мой учитель каторый был - и шел на прямое нарушение техпроцесса: разрушал метчиком все по сути, что должно было - по задумке конструктора - контрить ту гайку. Высказал ему свое однако и опасения тогда, как понял, чем он меня заниматься посадил: отвернется же гайка вдруг если в полете - что тогда? Он махнул рукой - не отвернется. Фибра - ее остатки внутри гайки - распухнет от влаги атмосферной и все равно контрить будет, да и корончатый распил тоже не целиком метчиком срезается. Удержат гайку - уверенно заключил так. Потом видит, что смотрю на него недоверчиво, и добавил. Видел бы ты как мы в войну Ил-2 собирали: по обшивке рукой проведешь - заклепки сыплются ...

Наверное, он прав все-таки был в своей уверенности относительно неисчерпаемых запасах прочности отечественных конструкций - до сих пор летают. Вот лентару пишет что до Индийского океана на днях опять долетели. Вполне может быть, что и те самые гайки, но и уж точно на том самом - написано так было - что самолете. Летают.
    — Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!
    — Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем...
    (с) А.Чехов. 1885 год


  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

[info]agfoxx

May 14 2003, 07:24:44 UTC 9 years ago

Классно. Суперская история.

[info]abcdefgh

May 14 2003, 17:51:29 UTC 9 years ago

Спасибо. Рад что Вы разглядели в этом случае чего то Вам интересное. Меня самого потому что такого рода прямые (1:1) кальки сюжетов из рутинной для любого производства ситуации - бывает тоже достают. Века проходят мимо - мы не меняемся. Одни и те же гайки как крутили, так и отворачиваем - всегда. Ничего не меняется. Все по Экклезиасту.

[info]atorin

May 14 2003, 11:43:53 UTC 9 years ago

Ой, какая замечательная история!
Спасибо!

[info]abcdefgh

May 14 2003, 18:11:54 UTC 9 years ago

Вам спасибо, Александр. Это же самарский аэрокосмический узел был. Вряд ли где еще такое теперь уже встречу. Стеньки Разина мотивов Самара - качай воду в ядре, а на видимой поверхности московский авиазавод, зимой 41-го с эшелона в чистое поле выброшенный. Через несколько месяцев уже гнали от туда (со станков в степи) на фронт штурмовики. Ил-2 - основная ударная сила фронтовой авиации - "шварце-тодд" их немцы называли. Там везде, буквально в любом цехе - куда ни ступи - классика человеческих характеров и сюжетов в воздухе плавала. Не обязательно Чехов, но всегда - сколько то помню - классика. Редкое место.

[info]tritopora

January 27 2009, 11:23:34 UTC 3 years ago

>на видимой поверхности московский авиазавод

Воронежский.

[info]abcdefgh

January 27 2009, 20:59:05 UTC 3 years ago Edited:  January 28 2009, 07:11:17 UTC

Да. Вы правы. Оба там сгружали. И московский, и воронежский все на той станции Безимянка, но только по разные стороны от "железки" их тогда в чисто поле посбрасывали.

Московский производил двигатели к Ил-2, а воронежский - сами по себе те самолеты.

Во дворе общежития московского "двадцатьчетвертого завода" прошло детство - родственники на нем работали - а про цех окончательной сборки "восемнадцатого" (воронежского) выше в сообшении речь.

[info]rualev

May 15 2003, 00:26:18 UTC 9 years ago

Just NUTS!!!

[info]abcdefgh

May 15 2003, 16:14:21 UTC 9 years ago

Just NUTS ...

and bolts.

[info]tn

February 13 2008, 16:46:46 UTC 4 years ago

Хорошая история. Такое не придумаешь.

[info]abcdefgh

February 13 2008, 20:22:25 UTC 4 years ago

Спасибо за понимание.

[info]nebula8

May 2 2011, 12:06:51 UTC 1 year ago

да уж... Нарочно не придумать...

Спасибо! ЗдОрово!

[info]abcdefgh

May 2 2011, 21:04:22 UTC 1 year ago

Вам спасибо за интерес к этому дневнику.

[info]neilsamara

August 17 2011, 21:56:35 UTC 9 months ago

проходил практику на том заводе, вторая половина 90-х...

пропал завод

[info]abcdefgh

August 17 2011, 22:07:47 UTC 9 months ago

Да, слышал про ту - печальной памяти - историю ...
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…